Философия власти


Философия власти — раздел философии, изучающий идеи, относящиеся к власти, сущности бытия власти, ценностям власти. Отличается от философии политики (политической философии, политической теории) тем что выдвигает доктрину о вторичности политики по отношению к власти. Власть рассматривается как источник политики. А политическое выступает в качестве пространства власти, где идеи власти обретают практическое воплощение в конкретных формах политического процесса и государственного строительства. Среди наиболее значительных мыслителей в данной области выделяют в первую очередь: Фридриха Ницше, Александра Кожева, Ханну Арендт, Мишеля Фуко.

Философия власти является областью знаний, которая изучает власть как целое, её природу, значение для развития человечества. Ключевой проблемой выступает вопрос об исторических трансформациях власти[1], взаимоотношениях между идеалами власти и конкретным воплощение в политической жизни; взаимодействие, взаимообуслоовленность, взаимосвязь между Властью и политикой, Властью и государством, Властью и управлением. "Вечным вопросом" и полем для наиболее жарких дискуссий выступает дефиниция власти[2]. Важным аспектом дисциплины выступает анализ возможностей философии власти как мягкой силы при воздействии на когнитивные структуры общества и государственную идеологию[3].

Важнейшие темы философии власти: авторитет, насилие, управление, влияние, воля, харизма, государство. Нередко этот перечень расширяется авторскими попытками выявить природу власти за пределами социально-политического универсума посредством понятий: язык, сексуальность, символизм.

В качестве подразделов философии власти выступает особые исследовательские дисциплины - эстетика власти[4], концептуальный анализ власти[5], метафизика власти[6].

В силу своей специфики философия власти тесно связана с политологией, социологией власти[7], психологией власти[8], психологией влияния, теорией государства и права, теорией управления.

Заложили основу философского постижения власти: Фридрих Ницше[9], Бертран Рассел[10] и Александр Кожев[11]. Они обозначили вопрос о поиске источника власти либо в социальных структурах, либо в личной, индивидуальной мощи, заявили о необходимости логико-семантического анализа понятия. Позднее философия власти была расширена проблематикой взаимодействия авторитета и насилия[12], истины и сексуальности[13], "священным человеком и голой жизнью"[1], хронотопа власти[14].