Философский пароход


«Филосо́фский парохо́д» — собирательное название не менее пяти рейсов пассажирских судов, включая «Oberbürgermeister Haken» (29—30 сентября 1922 года) и «Preussen» (16—17 ноября 1922 года)[1], доставивших из Петрограда в Штеттин (Германия) 81 высланного из Советской России оппозиционного представителя интеллигенции, в том числе философов[2]. Вместе с членами семей общее число высланных из страны составляет, по разным данным, 228 или 272 человека[3].

Термин «философский пароход» придумал философ и математик С. С. Хоружий, опубликовавший в двух номерах «Литературной газеты» в 1990 году статью с таким названием.

Операция советских властей по высылке из страны известных деятелей науки и культуры была проведена по инициативе В. И. Ленина в 1922—1923 годах в рамках борьбы с инакомыслием[4]. Пароходные рейсы из Петрограда были не единственными: высылки осуществляли также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Билеты на пароходы были оплачены советским правительством, тогда как на поезда выезжающие приобретали сами[2].

По воспоминаниям Фёдора Степуна — одного из пассажиров «философских пароходов», всем «высылаемым разрешалось взять: одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок. Золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены; даже и нательные кресты надо было снимать с шеи. Кроме вещей разрешалось, впрочем, взять небольшое количество валюты, если не ошибаюсь, по 20 долларов на человека; но откуда её взять, когда за хранение её полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже и смертная казнь»[5][6].

По мнению историка М. Е. Главацкого, понятие «философский пароход» впервые было использовано публицистами и литераторами, которые изучали советскую историю в 1980-е годы[7]. Кандидат философских наук Владимир Макаров в 2022 году отметил, что среди высланных было менее 10 философов[7].

Идеологические расхождения с советской властью и её неприятие побудили многих представителей русской культуры начала XX века покинуть родину, и это происходило уже с 1917 года.