Филосторгий


Филосто́ргий (греч. Φιλοστόργιος) (ок. 368, Борисс, Каппадокия — ок. 439) — античный церковный деятель, богослов и историк-арианин.

Семья Филосторгия была арианской и сам он был убежденным сторонником учения Евномия; Филосторгий был лично знаком с Евномием и посвятил ему хвалебную поэму.

В 430—440 годах Филосторгий написал свой главный труд — «Церковную историю», как продолжение «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. «История» Филосторгия не дошла до нас полностью, но имеет большое историческое значение. В ней автор описывал с арианской точки зрения историю христианства IV — начала V века (c 300 по 425 г.). Выдержки из этого произведения сохранились в сокращённом изложении в «Библиотеке» патриарха ФотияСокращение из «Церковной истории» Филосторгия, со слов патриарха Фотия»). Другие отрывки из сочинения Филосторгия включены в анонимную «Жизнь Константина» и в позднюю редакцию «Мученичества святого Артемия» (ΙΧ в.), первоначальное авторство которого в рукописях приписывается Иоанну Дамаскину. («Мучение св. великомученика Артемия» известно было и на Руси). Также отрывки из «Истории» Филосторгия нашли своё отражение в «Сокровище православной веры» («Θησαυρός ὀρθοδοξίας») Никиты Хониата (11551213).

«Историю» Филосторгий разделил на 12 книг по числу букв своего имени — «Φιλοστόργιος». И каждая книга начиналась с соответствующей греческой буквы. Фактически его книга была посвящена истории арианства с начала его существования до 425 года. «История», хотя и сохранившаяся лишь в отрывках, представляет особый интерес, поскольку рисует альтернативную точку зрения на события, которая зачастую резко противоречит точке зрения других, ортодоксальных церковных историков, таких, как Сократ и Созомен.

Филосторгий восхваляет симпатизировавшего арианству императора Констанция II, оправдывая убийство им братьев. Историк рисует положительный образ другого императора-арианина — Валента: в отличие от Аммиана Марцеллина, Филосторгий не считает Валента виновным в поражении римлян при Адрианополе. Ортодоксального Феодосия Великого и его потомков — Аркадия, Феодосия II — Филосторгий рисует в негативном свете, сообщая при этом интересные подробности, о которых умалчивают другие историки. Несколько более положительно он относился к Гонорию.

Значительное место в изложении Филосторгия занимают чудеса и предзнаменования (prodigia), катастрофы (землетрясения, потоп, голод).