Фирма-однодневка


Фирма-однодневка (она же «короткоживущее предприятиe», разг.: «помойка», «фонарь», «прачечная»[1], «синяк», «ароновская фирма» (по фамилии изобретателя Анатолия Аронова[2]), «ёжик»[3], «космонавт»[4], «рога и копыта», «ООО Вектор») — жаргонный термин для обозначения организаций, которые создаются исключительно с целью уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, прочих мошеннических операций[4][5]. Фирмы-однодневки являются контрагентами, которые ведут свою деятельность только «на бумаге». Как правило, единственным результатом их работы является сокращение налогов для их юридических партнёров или расхищение государственных средств.

В 2011 году считалось, что «по формальным признакам» из 4,5 млн юридических лиц, зарегистрированных в России, к фирмам-однодневкам можно отнести около половины. К январю 2016 года число однодневок снизилось с 45 до 15 процентов от числа зарегистрированных компаний в связи с совершенствованием законодательства по регистрации юридических лиц и контроля со стороны Федеральной налоговой службы[6].

Термин официально отсутствует в законодательных актах РФ, но широко используется, в том числе и государственными органами. Так, согласно ФНС России:

Под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т. д.[7].

Однодневки используются для уклонения от уплаты налогов и, в меньшей степени, хищения государственных средств обычно через обналичку[4].

Типичный эффект от использования фирмы-однодневки состоит в том, что, имитируя приобретение услуг однодневки (обычно нематериальных: консультационных, маркетинговых и т. п.), налогоплательщик тем самым уменьшает налогооблагаемую прибыль, а также получает право на налоговый вычет по НДС. На самом деле никаких услуг не оказывается, а денежные суммы, переведённые в фирму-однодневку, обналичиваются и возвращаются организатору махинации (чёрная схема). С использованием фирм-однодневок применяются и так называемые серые схемы, в которых задействованы притворные, а не мнимые сделки. В этом случае заказчик приобретает какие-либо услуги (товары), но сделка не соответствует своей экономической сути (например, вместо консалтинговых услуг продаются/приобретаются общедоступные информационные материалы из Интернета).