Фишер фон Эрлах, Иоганн Бернхард


Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, также известный как Фишер фон Эрлах Старший (нем. Johann Bernhard Fischer von Erlach, Fischer von Erlach der Ältere; 20 июля 1656, Грац —5 апреля 1723, Вена) — австрийский архитектор и скульптор, основоположник и ведущий мастер австрийского, или габсбургского, барокко. Родоначальник династии архитекторов, рисовальщиков-гравёров и скульпторов Фишеров фон Эрлахов. Отец архитектора Йозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха Младшего.

Родом из Штирии, Иоганн Бернхард Фишер учился скульптуре у своего отца, скульптора из Граца Иоганна Батиста Фишера. С 1671 года работал в Италии, с 1686 года в Риме. Путешествовал по Италии с бывшей королевой и коллекционером произведений искусства Кристиной Шведской.

Работал в мастерской Филиппа Шора, где познакомился со знаменитым Джованни Лоренцо Бернини. В Италии он усвоил идеи и формы искусства итальянского барокко. С 1682 года работал в Неаполе для испанского короля. В 1686 году приехал в Грац, где ему была поручена реконструкция мавзолея Фердинанда II. В 1688 году возвратился в Вену, где стал придворным архитектором наследника Иосифа, по случаю коронации которого в 1690 году спроектировал две триумфальные арки. Между 1693 и 1699 годами архитектор построил пять церквей в Зальцбургском архиепископстве[5].

В 1696 году Иоганн Бернхард Фишер был возведен в потомственное австрийское дворянство с предикатом «фон Эрлах» (до второго брака его мать была овдовевшей Эрлахер). Должность придворного архитектора сохранял при трёх императорах[6].

Среди наиболее важных проектов Эрлаха — императорский дворец Шёнбрунн в Вене (проект 1688 года). Зимний дворец Евгения Савойского (проект 1694 года) достраивал Иоганн Лукас фон Хильдебрандт в 1700 году. Другие постройки: Богемская придворная канцелярия, дворец Клам-Галласов в Праге, мавзолей Фердинанда II в Граце, завершение дворца Шварценбергов в Вене, дворец Траутзон в Вене (1710—1712), здание манежа в Хофбурге и ряд барочных церквей в Зальцбурге.

В 1705 году Фишер фон Эрлах был назначен «Главным инспектором всех дворцовых и увеселительных зданий» (Oberinspektor sämtlicher Hof- und Lustgebäude) в Вене. Он оформлял заново в барочном стиле интерьеры многих ранее построенных дворцов в Австрии, Германии, Великой Моравии.