Флотилия Рязано-Уральской железной дороги


Флотилия Рязано-Уральской железной дороги — флотилия, состоявшая из ледокола, железнодорожных паромов, а также судов различного назначения, принадлежавших Рязано-Уральской железной дороге. Флотилия возникла в 1896 году. Рязано-Уральская железная дорога (РУЖД) была единственной в Российской империи, имевшей огромную флотилию судов самого различного назначения.

Флотилия располагала ледоколом («Саратовский ледокол»[1]), паромами, пассажирскими пароходами, плавучими элеваторами и плавучим доком для ремонта судов. В ведомости судов РУЖД на 1896 год числилось 29 названий, в том числе: товарно-пассажирских пароходов — 2, товарных (грузовых) пароходов — 6, пассажирских пароходов — 2, паромов — 2, нефтекачек плавучих — 11, нефтеналивных судов — 3, барж — 3[2].

При станции Князевка находились мастерские для ремонта судов флотилии, а при станции Увек РУЖД устроила два затона, в одном из которых поставили плавучий док длиной 287 футов, шириной около 80 футов и подъемной силой 2000 тонн[2].

Состав флотилии к 1916 году изменился. Из пассажирских пароходов остался один, на саратовской переправе. Грузовых пароходов было 5 (из них 2 работали в Астрахани и 2 выполняли в Саратове хозяйственные и служебные работы). Имелись 2 парома, один ледокол и множество нефтекачек, а также 15 дебаркадеров и 6 барж[2].

Для ускорения погрузочных операций на пристанях возле Саратова (Увек) и Камышина было оборудовано по 3 наклонных плоскости. К ним приставали пароходы всех грузовых обществ, работавших от Нижнего Новгорода до Астрахани. За год через наклонные плоскости РУЖД пропускалось до 5 миллионов пудов грузов[2].

Гавань возле Покровской слободы РУЖД специализировала для торговли хлебом, вместо того, чтобы грузить пароходы на берегу коренной Волги, куда зерно подвозили на расстояние 4-5 вёрст по тяжелой песчаной дороге. В Покровской слободе возле железнодорожных путей и зернохранилищ зерно требовалось перемещать только на несколько десятков саженей, что сразу привлекло хлеботорговцев. Через гавань РУЖД в Покровской слободе за год проходило до 15 миллионов пудов зерна[2].