Фогель, Борис Александрович


Фогель Борис Александрович (18 января 1872, Буйнакск, Дагестан — 1961, Ленинград) — русский и советский живописец и педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, член Ленинградского Союза художников[1].

Фогель Борис Александрович родился 18 января 1872 года в городе Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Его отец Фогель Александр Михайлович был кадровым военным, полковником, почти всю жизнь проведшим в походах при покорении Кавказа. Мать Фловицкая Ольга Николаевна была близкой родственницей художника К. Д. Флавицкого.

В 1880 году после смерти отца переехал с матерью в Тифлис. В 1882 году пошёл во 2-ю мужскую гимназию. С первого класса занимался рисунком у А. В. Захарова, воспитанника Строгановского училища. Окончив гимназию, в 1891 году уехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета. Одновременно продолжал занятия живописью, пользуясь советами В. Поленова, В. Маковского, К. Коровина, С. Коровина. Около года занимался в частной студии у Л. Пастернака, с которым впервые писал декорации к опере А. С. Аренского «Рафаэль», написанной в 1894 году для Всероссийского съезда художников и открытия Третьяковской галереи.

После университета в 1896 году по совету В. Маковского Фогель едет в Париж, где занимается в частной академии Жульена под руководством Жан-Поль Лорана и Бенжамен Констана. Участвует в выставках «Русского общества художников» и салона «Марсово Поле». В 1897 возвратился в Петербург и поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Занимался у П. О. Ковалевского, И. Е. Репина. Женился на Елене Склифосовской — сестре своего друга-художника Николай Склифосовского. В 1902 окончил Академию, удостоившись звания классного художника I степени за картину «Вечер».

После окончания Академии вернулся в Тифлис, где работал как художник и педагог. Преподавал в 1-й мужской и женской гимназиях и в школе живописи и скульптуры при Кавказском Обществе поощрения изящных искусств. Одновременно продолжал участвовать в выставках петербургского «Нового общества художников», одним из основателей которого являлся. В 1905 на очередной выставке «Нового общества художников» в Петербурге получил премию имени В. Д. Поленова за картину «Свежеет». Совершил продолжительную поездку во Францию, Италию и Германию. По возвращении представил на выставку «Нового общества художников» картины «Старый мост во Флоренции», «Жёлтые паруса», «Венеция» и другие.

После революции и установления в Грузии советской власти руководил в Тбилиси художественной студией при Доме Красной Армии, затем Высшими государственными художественно-техническими мастерскими вплоть до их преобразования в Академию художеств Грузии, где был профессором живописи и деканом живописного факультета. Для Тифлисского городского музея написал семь больших этюдов-картин «Старый Тифлис» и три этюда-картины «Новый Тбилиси», а также два этюда-картины Закавказской ГЭС. По заказу грузинского правительства написал картину «Старая Семинария, когда в ней учился И. В. Сталин».