Форбен, Огюст де


Граф Луи́ Николя́ Фили́пп Огю́ст де Форбе́н (фр. Louis Nicolas Philippe Auguste de Forbin; 19 августа 1777, Ла-Рок-д’Антерон — 23 февраля 1841, Париж) — французский живописец, путешественник, археолог, музейный работник и литератор; с 1816 года второй директор Луврского музея после Доминик Виван-Денона[2].

Луи Николя Филипп Огюст, с 1810 года барон, затем граф де Форбен родился в фамильном замке Ла-Рок-д’Антерон на юго-востоке Франции. Во время службы в национальной гвардии вместе со своим батальоном в Ницце и Лионе, подружился с художником Франсуа Гране, оказавшим влияние на всю его дальнейшую карьеру.

В 1793 году во время осады Лиона войсками Конвента; он стал свидетелем смерти своего отца и дяди, был принят и воспитан искусным лионским рисовальщиком и живописцем Жан-Жаком де Буассьё, который посвятил его в практику своего искусства. Вкус к живописи привёл его в Париж, где к нему присоединился его друг Гране. Оба брали уроки живописи у художника Жана-Луи Демарна, затем покинули его мастерскую, чтобы стать учениками Жака Луи Давида[3].

В 1797 году Форбену пришлось снова служить, на этот раз в рядах Наполеоновской армии. Он участвовал в походах в Португалию, Испанию и Австрию, проявил невиданную отвагу; за Португальскую кампанию получил крест Почётного легиона.

В 1809 году Форбен вышел в отставку с чином подполковника, отправился в Италию и с того времени всецело посвятил себя искусству. В Италии он снискал покровительство принцессы Боргезе (Полины Бонапарт, сестры Наполеона), камергером которой он стал в 1803 году и оставался любовником до 1807 года. В замке де ла Барбен, принадлежащем семье Форбен, Франсуа Мариус Гране в 1808 году расписал для Полины будуар в «помпейском стиле»[4].

После Реставрации Бурбонов Форбен возвратился в Париж, где в 1816 году был избран в члены Института Франции и благодаря герцогу Ришельё назначен Генеральным директором Королевских музеев[5]. В период Второй Реставрации он осуществил много важных мероприятий: преобразовал Луврскую галерею и обогатил её новыми приобретениями, устроил отдельный Музей древностей имени Карла X, посвящённый египетским и этрусским археологическим находкам, основал в Восточной Галерее Люксембургского дворца «Музей живущих художников» (Le musée des artistes vivants) для произведений ещё здравствующих французских живописцев[6].