Гране, Франсуа Мариус


Франсуа́ Мариу́с Гране́ (фр. François Marius Granet; 17 декабря 1775, Экс-ан-Прованс — 21 ноября 1849, там же) — французский живописец академического направления. В своём творчестве парадоксально «соединял черты академического натурализма и романтического мышления»[1].

Сын каменщика, он получил начальное художественное образование в муниципальной школе рисования в родном городе Экс-ан-Провансе. Там же он познакомился с художником, археологом и литератором графом де Форбеном, который дал способствовал его поступлению в 1796 году в мастерскую Жака-Луи Давида, где Гране, впрочем, оставался недолго. Некоторое время Гране путешествовал с Форбеном по Италии. Возвратившись в Париж, стал работать в художественных мастерских Лувра. Гране и Форбена на долгие годы связала дружба и общие взгляды на искусство.

Проживая и работая рядом с художниками Анн-Луи Жироде и Ж. О. Д. Энгром в заброшенном монастыре капуцинов, он писал виды монастыря — тема, которая станет основной в его последующем творчестве. Это влечение к монастырям принесло ему прозвище «монах». Гране и сам без колебаний называл себя христианским живописцем[2].

Первым его самостоятельным произведением был «Вид монастыря фельянов». Все восторгались прекрасным колоритом и блестящей светотенью этой картины[3].

В 1802 году Гране отправился в Рим, где рисовал античные памятники и писал сцены из жизни местных художников. Он также известен изображениями интерьеров церквей и монастырей, выполненными в очень тёмном «голландском стиле», в отличие от канонов искусства классицизма. Он получил золотую медаль на Парижском салоне 1808 года. В 1809 году он позировал своему другу Доминику Энгру на крыше его мастерской на вилле Медичи[4].

В Италии Гране изучал преимущественно флорентийскую и венецианскую школы живописи, восприняв от итальянских художников чистоту стиля и симметрию композиции. В Италии Гране написал картины «Внутренность церкви Сан-Мартино-аи-Монти», и «Вид крипты церкви Санта-Мария-ин-Арачели». К произведениям Гране, написанным в Италии, принадлежит также замечательная картина «Художник Жак Стелла в тюрьме Капитолия» (1810; до Октябрьской революции находилась в галерее герцогов Лейхтенбергских, в Санкт-Петербурге; ныне в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Картина имела огромный успех в Риме и была отправлена в Париж, где произвела не меньшее впечатление.