Фостель, Вольф


Вольф Фо́стель (нем. Wolf Vostell; 14 октября 1932, Леверкузен — 3 апреля 1998, Берлин) — немецкий скульптор и художник. Стоял у истоков зарождения направления капиталистического реализма.

Вольф Востелл считается одним из пионеров экологии, инсталляции, видеоарта, событий и движения Fluxus. Такие методы, как размывание, декольте/возраст или затвердевание в бетоне, характерны для его работ.

Вольф Фостель совершил первые свои шаги в художественном творчестве в 1950 году. В 1953 году он поступил в вуппертальскую школу прикладного искусства, где учился литографии. После своей первой поездки в Париж он попробовал свои силы в искусстве коллажа. В 1955—1956 годах он обучался в парижской Школе изящных искусств, а в 1957 году — в Дюссельдорфской академии художеств. В 1958 году Фостель принял участие в первом европейском хэппенинге в Париже. В том же году он создал первые свои объекты из теле- и автомобильных частей. В 1959 году Фостелю удались электронные «ТВ-деколлажи», что проложило путь к художественному движению Флуксус, одним из основателей которого в начале 1960-х годов являлся Фостель.

В 1959 году художник организует также «архив Фостеля», где собирает фотографии, рукописные тексты и личную корреспонденцию своих коллег по искусству — таких, как Нам Джун Пайк, Йозеф Бойс, Дик Хиггинс и многих других. В эту коллекцию входят также газетные статьи по современному авангарду, приглашения на выставки, книги и каталоги, и прочее. В начале 1960-х художник стал активным участником хэппенигов, движения Флуксус и видеоарта. Благодаря этому «архив Фостеля» за 1960-е — 1970-е годы превратился в ценнейший источник информации по современному искусству и его мастерам со всего мира. В 1980-е и 1990-е годы работа художника над архивом продолжалась. Он также включил в 1990-е годы в него свою библиотеку, состоящую из 6 000 томов. Начиная с 2006 года это бесценное собрание, содержащее более 25 000 документов, хранится в музее Фоштелла в Мальпатриде.

Фостель был организатором многих хэппенингов в Берлине, Нью-Йорке, Кёльне, Вуппертале и Ульме. В 1963 году он со своим энвиронментом «6 TV décoll/age» для собрания музея королевы Софии в Мадриде становится одним из основателей видеоарта. В 1967 году он ставит хэппенинг «Miss Vietnam», протестуя против агрессии США во Вьетнаме.

Вольф Фостель стал первым в истории деятелем искусства, превратившим телевизор в часть художественного произведения. Этот объект под названием Немецкое наблюдение («Deutscher Ausblick») ныне хранится в Берлинской галерее. Другие его работы с использованием телевизора — TRANSMIGRACION I—III (1958) и ELEKTRONISCHER HAPPENINGRAUM (1969). Вольф Фостель известен как пионер энвиронмента, видеоискусства, хэппенинга и движения Флуксус. Он также известен своими новыми художественными техниками, как деколлаж и бетонирование объектов.