Деколлаж


Деколлаж (от фр. décollage — «отклеивание»)— художественная техника, противоположная коллажу: вместо соединения в произведении разнородных частей существующих изображений, художник удаляет части исходных изображений[1]. Примерами деколлажа являются сюрреалистический приём étrécissements и метод нарезок. Сходной техникой является рваный плакат (англ. lacerated poster), состоящая в том, что несколько плакатов располагаются друг над другом, и верхние плакаты разрываются таким образом, чтобы открыть нижние слои в соответствии с замыслом художника.

Деколлаж был изобретён представителями нового реализма, применявшими его наряду с ассамбляжем[2]. Пик популярности стиля приходится на 1960-е годы[3].

Влиятельным приверженцем деколлажа был Вольф Фостель. Он обнаружил слово «décollage» в номере газеты «Фигаро» от 6 сентября 1954 года, где оно использовалось для описания крушения самолета на взлёте[к 1]. Художник решил использовать термин для обозначения эстетической философии, в том числе применяемой при создании перфомансов. В варианте Фостеля слово было разбито на части: «Dé-coll / age» и определяло визуальная силу, которая разрушает изношенные ценности и заменяет их мышлением как функцией, дистанцированным от носителя. Свои хеппенинги Фостель называл «Dé-coll / age-хеппенинги»[4][5][6].

Самыми известными художниками Франции, использовавшими технику деколлажа, в частности, рваного плаката, являются Франсуа Дюфрен (фр. François Dufrene), Жак Виллегле (фр. Jacques Villeglé), Миммо Ротелла и Раймон Энc (фр. Raymond Hains)[7]. Раймон Энс использовал технику рваного плаката в качестве арт-интервенции, направленной на критику незадолго до этого появившейся крупномасштабной рекламы. По сути, его деколлаж уничтожал рекламу, но оставлял её для созерцания публикой. Эти художники часто работали совместно и намеревались анонимно представить свои работы в Париже. Они входили в большую группу в 1960-х годов под названием Nouveau Réalisme («Новый реализм»), парижский ответ американскому движению поп-арта. В основном группа состояла из парижан (в том числе её участниками были Ив Кляйн, Кристо и Бурхан Доганкай, а помощью в создании оказал критик Пьера Рестани), но, например, Ротелла был итальянцем и вернулся в Италию вскоре после формирования группы. Некоторые из первых приверженцев техники пытались перенести деколлажированный плакат из его первоначального контекста в область поэзии, фотографии или живописи.