Капиталистический реализм


Капиталистический реализм — направление в немецком искусстве, наиболее выраженное в форме живописи, наиболее близко к поп-арту. Название движения противопоставляется социалистическому реализму и впервые было использовано тремя немецкими художниками в названии выставки в начале 1960-х годов.

В более общем плане описывает культурный срез от поп-арта 1950-х — 1960-х годов до рекламного искусства 1980-х — 1990-х годов[1]. В качестве альтернативы социалистическому реализму капиталистический реализм использовался современниками для описания идейно-эстетического аспекта корпоративного капитализма на Западе[2].

11 октября 1963 года художники Герхард Рихтер, Зигмар Польке и Конрад Люг организовали выставку «Демонстрация капиталистического реализма» («Leben mit Pop — Eine Demonstration für den Capitalitalistenen Realismus») в Дюссельдорфе. Сами художники, двое из которых были выходцами из ГДР, иронически комментировали, что с одной стороны, они проводят её как ответ искусству социалистического реализма, а с другой стороны, видят в ней аллюзию на капиталистическое общество потребления, которое в то время становилось реальностью в Федеративной Республике Германия[3].

С момента возникновения в 1963 году концепция капиталистического реализма использовалась для обозначения их социально критической работы и деятельности небольшого числа родственных духом художников, таких как Вольф Востелл и Клаус Брехмер. Пик этого художественного движения был между 1963 и 1975 годами, но его переосмысления прослеживаются до сих пор. Большинство художников капиталистического реализма являются классиками европейской, и в частности немецкой поп-арт индустрии.

Понятие «капиталистический реализм» во основном отождествлялось с владельцем галереи и куратором выставок Рене Блоком, который поддерживал тесные контакты с художниками, работавшими в этом направлении. Он опубликовал много иллюстрированных каталогов, а так же книгу из двух частей: «Рене Блок: Графика капиталистического реализма», (Берлин, 1971/1974)[2].

В дополнение к идеализации общества потребления в своих работах художники позже также создавали и политически окрашенные работы, например, о нацистском прошлом Германии, о сексизме, расизме, войне во Вьетнаме и о других социальных перегибах в повседневном капитализме. В своём творчестве они использовали графику, живопись и инсталляцию как средство выражения. В качестве инструмента для поиска сюжетов они выбирали иллюстрации из журналов, рекламные объявления, семейные фотографии, потребительские товары и простые бытовые предметы, такие как автомобили, продукты из супермаркетов и текстильные узоры[2].