Фотография и внелогическая форма


Фотография и внелогическая формакнига российского искусствоведа Екатерины Васильевой.[1] В книге изложена исследовательская концепция, которая обращает внимание на иррациональную основу фотографии. Исследование рассматривает фотографию как инструмент, обнаруживающий иррациональный и архаический принцип мышления.[2][3] Одна из ключевых работ в области теории фотографии.[4][5]

Книга представляет собой сборник эссе, опубликованных в 2010-е годы в академических изданиях, в том числе — в Вестнике Санкт-Петербургского университета, журнале «Неприкосновенный запас» и др. Тексты затрагивают аспекты единой темы и поднимают общую проблему феномена внелогического в фотографии. В качестве отдельной книги опубликована издательством «Новое литературное обозрение» в 2019 году.[2]

Исследование рассматривает фотографию как феномен, в котором важна не только визуальная, но и смысловая составляющая. Основа концепции — представление фотографии иррациональной системой, которая использует внелогическую форму как базовый механизм.[6] Концепция книги синтезирует теорию фотографии и теорию мышления, рассматривая рациональное и внелогическое единым механизмом.[4] В фотографии внелогическая форма может быть рассмотрена как часть цивилизационного сознания.[1] Фотографическая система обнаруживает, что формы мышления, традиционно определявшиеся как архаические, являются неотъемлемой компонентой современного сознания.[7][8][9]

Современная аналитическая система считает своей основой логическое мышление: на его принципах построено рациональное знание. Концепция принадлежности фотографии внелогической системе связывает кадр с пространством иррационального.[1]

Фотография, как и многие другие цивилизационные формы, сохраняют элементы дологического сознания. Эта концепция была частично представлена в работах Ролана Барта,[10] Жана Бодрийяра,[11] Розалинды Краусс[12] и последовательно сформулирована в книге «Фотография и внелогическая форма». Концепция основана на исследовании принципов внелогического сознания, начатого Эрнстом Кассирером,[13] Люсьеном Леви-Брюлем[14] и Клодом Леви-Строссом.[8] В исследовании Екатерины Васильевой речь идет о способности фотографии поддерживать внелогическую систему. Фотография нарушает принцип языка и значения, изменяет привычную преемственность времени, иначе определяет систему и структуру пространства.