Кассирер, Эрнст


Эрнст Касси́рер (нем. Ernst Cassirer [kasi:ʹrɐ]; англ. Ernst Cassirer [kɑˈsɪər ər, kə-][2]; 28 июля 1874, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша — 13 апреля 1945, Принстон, Нью-Джерси, США) — немецкий философ. В 1933 году эмигрировал в Великобританию, а с 1935 года жил в Швеции. В 1939 году стал гражданином Швеции. Развивая идеи Марбургской школы неокантианства, пришел к созданию оригинальной теории символической функции сознания и философии культуры. Самая известная книга «Философия символических форм» (1923—1929).

Кассирер начинает свой путь в философию под руководством Германа Когена (1842—1918) с исследований в области истории науки и философии Нового времени. Кассирер обосновывает «функциональную концепцию» образования понятий и научных теорий. По мнению Кассирера, теории основываются на принципах конструирующего и оформляющего, а не отражающего «представления» реальности.

После смерти Когена Кассирер разрабатывает теорию символических функций и использует ее для распространения феноменологического подхода к научному знанию на сферу человеческого опыта в целом. Научное познание, по Кассиреру, — это одна из возможных форм организации опыта, среди других равноценных и законных форм. Каждая область человеческой культуры имеет свою собственную «внутреннюю форму», свой собственный способ соединения чувственных деталей в символическом порядке.

Выступая продолжателем традиции немецкого идеализма, Кассирер считает идеалом философской системы философию духа. Однако, в отличие от философов, строивших свои системы на основе интроспективной саморефлексии субъекта, Кассирер опирается на анализ средств выражения субъекта вовне, то есть на сферу символического. Сфера символического, согласно Кассиреру, является единственной сферой, в которой субъективность сперва проявляет себя, а затем познает себя в своих объективированных проявлениях.

Философия форм объективации духа Кассирера покоится на представлении о человеке как о творящем и смыслополагающем коллективном субъекте, «символическом животном» (animal symbolicum), а также на непосредственно следующем отсюда желании понять человека через его культурные свершения. По Кассиреру, человек имеет доступ к «действительности» только через упорядоченные совокупности символов[3]. Понятийный анализ «жизни духа», то есть процесса творческой человеческой деятельности, всегда происходит внутри некой «символической формы»[4]. При этом вопрос о вещах самих по себе, существующих за пределами символических форм, снимался Кассирером как «иллюзия мышления», не имеющая смысла.

Философия Кассирера занимает уникальное место в философии XX века. В его работах одинаковое внимание уделяется как фундаментальным эпистемологическим вопросам философии математики и «наук о природе» (Naturwissenschaften), так и эстетике, истории философии, антропологии и другим вопросам «наук о культуре» (Geisteswissenschaften). Благодаря чему фигура Кассирера превращается в фигуру посредника между «двумя культурами» Ч. П. Сноу[5].