Гроте, Франц


Франц Йоханнес Август Гроте (нем. Franz Grothe; 17 сентября 1908[1][2][…], Берлин — 12 сентября 1982[1][2][…], Кёльн, Северный Рейн-Вестфалия) — немецкий композитор, в основном автор музыки для кино. Его мюзиклы имели большой успех, среди них был мюзикл «Девушка моей мечты», по которому был поставлен одноимённый фильм в 1944 году.

Родился в Берлине. Отец был пианистом, а мать — концертной певицей. В пятилетнем возрасте он уже получал уроки игры на скрипке, а через год начал играть на фортепиано. Первые музыкальные произведения написал в десятилетнем возрасте. Учился в Университете искусств в Берлине, а в 1926 году нашел работу пианистом и аранжировщиком в оркестре Дайоша Белы.

В 1920-е годы в карьере Франца Гроте произошел прорыв: он стал писать песни для тенора Рихарда Таубера. Первая музыка для кино, написанная Гротом, была использована в фильме «Ночь принадлежит нам» (Die Nacht gehört uns, 1929). В 1931 году он основал музыкальное издательство Edition Franz Grothe, которое ему пришлось покинуть в 1933 году, когда его деловые партнеры еврейского происхождения эмигрировали.

В мае 1933 г. вступил в нацистскую партию (№ 2.580.427)[3]. В то же время, продолжал поддерживать любовные отношения с Нютой Йоффе, приёмной дочерью Грегора Рабиновича, одного из своих деловых партнёров, и вскоре вместе с ним отправился за рубеж.

Сначала Грот отправился в Вену, где познакомился с режиссёром Вилли Форстом и актрисой Мартой Эггерт. В 1936 году он переехал в Голливуд, но из-за плохого знания английского языка не сумел завязать деловые контакты и вскоре вернулся в Вену. В 1938 году в Осло он женился на норвежской певице и актрисе Кирстен Хейберг, с которой развелся в 1950-х годах.

В годы Второй мировой войны сочинял музыку для фильмов, а также патриотические песни, такие как Wir werden das Kind schon schaukeln (1941) и Wenn unser Berlin auch verdunkelt ist (1942)[4]. В 1942 году Гроте стал членом Имперской музыкальной палаты, дирижёром «Gehobenere Unterhaltungsmusik und Operette» (в Großdeutscher Rundfunk) и художественным руководителем нацистского Deutsches Tanz- und Unterhaltungstrachester. Оркестр играл в основном для радио и просуществовал до конца войны.