Франча, Франческо


Франческо Франча, Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини (итал. Francesco Raibolini detto il Francia, ок. 1450, Болонья — 5 января 1517, Болонья) — итальянский художник: ювелир, медальер, гравёр, скульптор и живописец болонской школы.

Франческо, урождённый Райболини, по прозванию «Француз» (Francia) был сыном резчика по дереву, чеканщика по металлу и ювелира. Согласно последним исследованиям, Франча родился не в самой Болонье, а в сельской местности, в Дзола-Предоза (Zola Predosa, ныне муниципалитет в провинции Болонья), месте, которое в то время называлось Чеула (Ceula)[1].

Художник прошёл обучение ювелирному искусству и всю жизнь выполнял заказы на золотые и серебряные изделия для церквей и дворцов Болоньи, Феррары и других городов Италии. Был придворным художником при дворе герцогов Мантуи. Франча приобрёл репутацию благодаря умелому изготовлению печатей, серебряных украшений и драгоценностей с гравированным орнаментом и чернением (техника «ниелло»)[2]. Учился живописи у падуанского художника Франческо Скварчоне. Изысканность «ювелирной техники» проявляется и в его картинах, в которых также заметно влияние художников феррарской школы, в частности Эрколе де Роберти и падуанца Андреа Мантеньи.

В 1483 году Франческо Франча стал главой гильдии болонских ювелиров, эту должность он занимал ещё несколько раз, в 1489, 1506—1508 и 1512 годах. Ему было поручено чеканить монеты для городского монетного двора, и это поручение было подтверждено папой Юлием II.

Впервые Франча упоминается в качестве живописца в 1486 году, а его первая работа — «Мадонна Феличини» подписана и датирована 1494 годом. Франча работал в сотрудничестве с Лоренцо Костой под влиянием его стиля до 1506 года, когда Франча стал придворным художником герцога Франческо II Гонзага в Мантуе, с этого момента он находился под воздействием искусства Пьетро Перуджино и Рафаэля Санти.

Когда в 1505 году Рафаэль приезжал в Болонью, то Франча дружески отнёсся к младшему, но превзошедшему его в мастерстве коллеге. Он был также учителем сотрудника Рафаэля, гравёра Маркантонио Раймонди. Вместе с Лоренцо Костой и Амико Аспертини он расписал фресками Ораторий Санта-Чечилия в церкви Сан-Джакомо-Маджоре в Болонье. Позднее написал алтарный образ «Представление Младенца Иисуса в храме» в аббатстве Санта-Мария-дель-Монте в Чезене, «Пьету», ныне хранящуюся в Национальной галерее Пармы, и «Непорочное зачатие» для базилики Сан-Фредиано в Лукке.