Раймонди, Маркантонио


Марканто́нио Раймо́нди, Марканто́нио Фра́нча (итал. Marcantonio Raimondi, Marcantonio Francia; ок. 1479, Сан-Мартино-даль-Арджине, Ломбардия — 1534, Болонья) — итальянский рисовальщик и гравёр, мастер офорта и резцовой гравюры на меди. «Первый крупный мастер, посвятивший себя популяризации произведений других художников»[2]. Известен как автор более трёхсот гравюр с произведений художников эпохи Возрождения, в том числе по рисункам Рафаэля, и памятников античности: архитектуры, ваз, орнаментов.

Маркантонио провёл детские годы в Болонье. О его матери ничего не известно и почти ничего о семье отца. Джорджо Вазари называл художника «Марко Антонио Болоньезе». По свидетельству Вазари он провёл некоторое время во Франции (что косвенно подтверждает его монограмма «MAF»: Marcantonio Francia), затем странствовал между Венецией, Флоренцией и Римом. В его работах действительно ощущается французское влияние[3].

Маркантонио учился живописи в мастерской известного болонского ювелира и живописца Франческо Франча. В 1506—1508 годах жил и работал в Венеции, с большим успехом выполнял гравюры на мифологические и аллегорические сюжеты. Часто копировал рисунки и гравюры других художников. С 1506 года в Венеции успешно повторял гравюры Джулио Кампаньолы и немецких художников: Мартина Шонгауэра и Альбрехта Дюрера, которые в этом городе были хорошо известны, причём добивался такого сходства, подделывая даже монограммы, что зачастую копию было невозможно отличить от подлинника.

Причём Маркантонио не просто копировал, а демонстрировал «новые качества гравюры: великолепную точность контура, а рядом с деликатной штриховкой — точечную фактуру, которой достигаются самые мягкие переходы». Около 1506 года он воспроизвёл резцом на медных досках семнадцать довольно больших обрезных гравюр на дереве Дюрера из серии «Жизнь Марии» столь убедительно, «что приходится только удивляться, насколько мастерски он сумел преодолеть принципиальное различие между техниками высокой и глубокой гравюры. Затем Маркантонио пустил эти копии в Венеции в продажу как подлинные листы Дюрера»[4].

Согласно рассказу Вазари, когда Дюрер узнал об этом, он вынужден был совершить в 1506 году второе путешествие в Италию, довольно трудное по тем временам, из Нюрнберга в Венецию, и подал жалобу на Маркантонио в венецианский Сенат, однако тот лишь запретил болонскому гравёру подписывать свои работы монограммой Альбрехта Дюрера. Встреча двух художников в Венеции считается возможной, однако согласно последним данным судебное разбирательство имело место не в Венеции, а после 1506 года в Риме[5]. Несколько позднее Маркантонио Раймонди скопировал на меди ещё тридцать семь обрезных гравюр Дюрера из серии «Малых Страстей», но уже без монограммы «AD».