Ванни, Франческо


Франческо Ванни, или Ваниус (итал. Francesco Vanni; Vannius; 1563 год, Сиена — 26 октября 1610 года, там же) — итальянский живописец и гравёр сиенской школы периода маньеризма, подражатель Рафаэля, Федерико Бароччи и Аннибале Карраччи.

Кроме дара рисования, обладал основательными познаниями в механике и архитектуре. Обучался в Сиене у Арканджело Салимбени и в Болонье у Бартоломео Пассаротти; в Риме с 1579 года у Джованни де Векки, манеру которого хотел передать своим землякам; но картины Франческо Ванни не нравились сиенским художникам, и он решил следовать живописцам ломбардской школы.

Был любимцем кардинала Барония, который ходатайствовал ему у папы Климента VIII орден Спасителя. За картину, написанную для собора Святого Петра, папа возвёл Ванни в кавалерское достоинство. Ванни был кумом Фабия Киджи, впоследствии папы под именем Александра VII; этот папа щедро награждал кума.

Сыновья — Микель-Анджело и Рафаэлло — стали художниками. Среди учеников были также два Ванни, Иоанн и Франческо, которых для отличия называли Дель-Ванни.

Франческо Ванни был членом семьи художников, включая его сводного брата Вентуру Салимбени и отчима Арканджело Салимбени, последний из которых умер, когда Франческо был маленьким. Будучи 16-летним подростком, Ванни отправился сначала в Болонью, а затем в Рим. Он учился у Джованни де Векки в 1579-80 годах, также находясь под влиянием, как и другие тосканские художники его времени, Федерико Бароччи из Урбино. Ванни был одним из последних художников, отразивших влияние Сиенской школы живописи.

Позже в Риме он работал с Салимбени, Бартоломео Пассеротти и Андреа Лилио. Среди его покровителей был кардинал Чезаре Баронио, который представил Ванни папе Клименту VIII, а затем кардиналу Киджи, впоследствии папе Александру VII. Папа Климент VIII почтил бы Ванни членством в ордене рыцарей Христа. Этот папа также поручил Ванни написать алтарный образ, изображающий Симона Волхва, которого святой Петр упрекает за собор Святого Петра, позже перенесенный на мозаику. Он написал несколько других крупных алтарей в Риме, в том числе "Аст Михаил побеждает восставших ангелов" для ризницы Сан-Грегорио; Пьета для Санта-Марии в Валличелле и Успение Пресвятой Богородицы для Сан-Лоренцо в Миранде.