Пассаротти, Бартоломео


Бартоломео Пассаротти, Бартоломео Пассеротти (итал. Bartolomeo Passаrotti o Passerotti), 28 июня 1529, Болонья — 3 июня 1592, Болонья) — живописец, рисовальщик и гравёр периода маньеризма болонской школы, мастер натюрморта и картин бытового жанра. Писал также портреты и религиозные композиции. Его фамилию иногда пишут как «Пассеротти» или «Пассаротто».

Бартоломео родился в городе Болонья Эмилия-Романья. В 1551—1560 годах работал в Риме, сначала помощником архитектора Джакомо да Виньолы, а затем в мастерской живописца и рисовальщика Таддео Цуккаро. В Риме в основном изучал творчество художников Высокого Возрождения, осваивал техники рисунка и штрихового офорта. В 1560 году художник вернулся в Болонью, где устроил мастерскую, не порывая связей с Римом. Писал религиозные композиции, следуя находкам римского маньеризма. С 1564 по 1565 год занимался росписью большого алтаря для базилики Сан-Джакомо-Маджоре в Болонье.

Пассаротти — выдающийся рисовальщик; в своих рисунках он работал чётким «гравюрным» штрихом, напоминающим манеру офорта или гравюры резцом. В портреты он часто включал бытовые детали и изображения животных, несмотря на непрестижность таких дополнений. Позднее, когда имена портретируемых им лиц терялись, это дало основания именовать портреты его работы условными названиями: «Ботаник», «Секретарь вельможи», «Лютнист». Как маньерист в более поздних произведениях Бартоломео Пассаротти обращался к примерам тосканской школы, таких художников, как Джорджо Вазари и Просперо Фонтана. Он также испытал влияние живописи Корреджо, Пармиджанино и художников венецианской школы[5].

Пассаротти оказал влияние на многих болонцев, которые позднее сыграют важную роль в развитии традиций болонской школы. Аннибале Карраччи (чей брат Агостино учился у Пассаротти) находился под влиянием живописи бытовых сцен Пассаротти (таких картин, как «Пожиратель бобов» или «Мясная лавка»).

Одним из первых среди итальянских художников Пассаротти обратился к созданию натюрмортов с жанровыми вкраплениями («Рыбная лавка», «Продавцы в мясной лавке», «Магазин с дичью»), напоминавших подобные композиции нидерландских мастеров, среди которых Питер Артсен (1508—1575) и Иоахим Бейкелар (1530—1574).

Его последней известной работой было «Введение Марии во храм» 1583 года, картина, которая ныне находится в Национальной пинакотеке Болоньи.