Цуккаро, Таддео


Таддео Цуккаро, Цуккари, Дзуккари, Дзуккаро (итал. Taddeo Zuccari; 1 сентября 1529, Сант-Анджело-ин-Вадо, Марке — 2 сентября 1566, Рим) — итальянский художник эпохи маньеризма: живописец и рисовальщик. Старший брат художника Федерико Цуккаро.

Таддео был первым из трёх детей, родившихся в семье безвестного художника Оттавиано Цуккаро и Антонии Нари в Сант-Анджело-ин-Вадо, в герцогстве Урбино, 1 сентября 1529 года. Эта дата указана Джорджо Вазари в его «Жизнеописаниях» и подтверждена эпитафией над гробницей Таддео, созданной его братом Федерико[3].

Получив первые навыки от отца, Таддео возрасте четырнадцати лет отправился в Рим изучать живопись. С семнадцати лет он начал работать подмастерьем в мастерской Антонио Корреджо в Парме. В 1548 году возвратился в Рим и стал работать самостоятельно. Среди его заказчиков были папы Юлий III и Павел IV, герцог урбинский делла Ровере и другие богатые покровители. Таддео Цуккаро работал вместе с Просперо Фонтана в оформлении Виллы Джулия (папы Юлия III) в Риме. 17 ноября 1560 года он был принят в Папскую академию изящных искусств и словесности виртуозов при Пантеоне, а затем в члены Академии Святого Луки, как и позднее его младший брат Федерико[4].

Лучшей и наиболее известной считается серия фресок, написанная в стиле квадратуры (quadro riportato) на стенах и потолке виллы Фарнезе в Капрароле близ Витербо, построенной для кардинала Алессандро Фарнезе, для которой Цуккаро также разработал лепной декор в стиле Джулио Романо и других учеников Рафаэля.

В 1556 году он написал фрески «Сцены Страстей» в Капелле Маттеи церкви Санта-Мария-делла-Консолационе (1556). Таддео Цуккаро писал фрески в церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо в Риме[5].

Он также написал «Истории Александра Великого» в замке Орсини в Браччано. Большая часть его произведений представляют собой большие фрески, выполненные в свободной, беглой манере, часто с эффектами светотени или даже в монохромной манере. Художник также демонстрирует маньеристский вкус к скульптурной телесности, почерпнутой у Микеланджело. Дж. Вазари хвалил его композиционное мастерство, а также «утончённую плавность и энергичность стиля», выделяя «обработку голов, рук и обнажённых тел». В этом отношении манера Цуккаро близка тому, что делали в живописи Пеллегрино Тибальди и Франческо Сальвиати[6].