Гризайль


Гризайль (фр. grisaille, от фр.  gris  — серый) — разновидность росписи, в отличие от живописи, выполняемая градациями одного цвета, хроматического или ахроматического (чёрно-белого)[1].

В некоторых словарях и справочниках понятия живописи и декоративной росписи не различают или объединяют, поэтому и определения гризайля носят двойственный характер. Например: «Однотонная, монохромная живопись, обычно имитирующая скульптурный рельеф», и она же: «выполняет роль декоративной росписи или панно»[2]. Для подобных определений характерно не только отождествление понятий живописи и росписи, но также терминов «однотонный» и «монохромный», «живописность» и «графичность», «скульптура», «пластика», «рельеф». В теории искусства эти понятия различают[3].

Гризайль не является ни техникой изображения, ни жанром ни, тем более, материалом, а именно разновидностью изобразительного искусства[4]. В зависимости от назначения, рода изобразительной поверхности, материалов и технических приёмов гризайль может быть ближе, подобно акварели, к рисунку или графике, например в подготовительных эскизах или набросках кистью и тушью, сепией или соусом. К такой технике близки монохромные рисунки углём, сажей, мелом, сангиной, пастелью. Но к гризайли принято относить только изображения, выполненные размывкой: кистью и красками, в том числе акварельными, гуашью, темперой или маслом[5][6].

Искусство однотонных изображений возникло в глубокой древности, получило развитие в античности, в Средние века, в периоды готики и Северного Возрождения, в частности при создании полиптихов — многостворчатых расписных алтарей. Наружные створки таких алтарей расписывали монохромно, как правило, создавая иллюзию каменных статуй в нишах. Таким способом алтарь в закрытом виде зрительно взаимодействовал со скульптурным убранством интерьера храма. Таковы наружные створки Гентского алтаря (частично) работы братьев Ван Эйк (1432), Дрезденского триптиха (1437), Алтаря Геллера (1507—1511). По определению А. Дюрера, осматривавшего алтарь в Генте, фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова нижнего яруса наружных створок алтаря «окрашены в цвет камня». Роспись гризайль использовали мастера итальянской майолики XV—XVI веков, а также французские мастера лиможских эмалей XVI века.

В качестве наружного декора зданий гризайль стали применять художники итальянского Возрождения: Бальдассарре Перуцци, Полидоро да Караваджо и другие.