Лиможская эмаль


Лимо́жская эма́ль (фр. L'émail de Limoges), прежде известная как лиможская работа (фр.  Œuvre de Limoges, лат. Opus lemovicense) — разновидность художественных изделий, создававшихся в центральных областях Франции, главным образом в городе Лиможе, исторической провинции Лимузен в эпоху Средневековья и Французского Ренессанса, в XII—XVI веках.

В отличие от византийской перегородчатой эмали, получившей во Франции наименование клуазонне (фр. cloisonné — разделённый перегородками, от cloison — перегородка, перемычка), средневековые мастера центральной Франции и мастерских в районах Мааса и Рейна в XII—XIII веках практиковали более трудоёмкую технику так называемой выемчатой эмали.

Техника эмалирования связана с развитием стеклоделия, родиной которого являются страны Ближнего и Среднего Востока. Эмаль состоит из пигментов (окислов металлов) и связующего вещества в качестве которого используют стекло в виде толчёного порошка. Смесь сплавляется при температуре 600—800° С. Существует версия о происхождении техники эмалирования металла из желания имитировать в стекле инкрустацию: вставки из драгоценных камней типа кабошонов.

Такая техника была известна мастерам Александрии Египетской в первых веках нашей эры, унаследовавшей её от мастеров Древнего Египта. Эмалевые изделия производили в эллинистической Сирии, с IV—V веков — в Византии. В I—III в. н. э. такую технику совершенствовали кельты в Галлии и Британии, но неясно, была ли она заимствована с Востока или открыта кельтами самостоятельно.

Суть этой техники заключается в том, что мастер специальным резцом-штихелем вырезает углубления на металле. В качестве основы использовали медь (бронза хуже соединяется со стеклом), реже золото. Для меди, которая окисляется от нагревания, более характерны непрозрачные (опаковые, или глушёные, эмали) для золота — прозрачные. Блеск золота придает эмалям особую насыщенность, светосилу и яркость, как например, в знаменитом венецианском алтаре Пала д'Оро. Позднейшее название — шамплеве (правильно: шанлевé; (фр. émail champlevé — «эмаль вскопанного поля», или «выемчатой площадки»)[1].

В архаичной форме такая техника появляется в разных регионах одновременно с инкрустацией и закреплением вставок из драгоценных камней в специальных углублениях — кастах, которые делали на металле штихелем или долотом либо оставляли при отливке. Углубления заполняли эмалевым порошком, после чего изделие подвергали обжигу, а затем полировали. Именно так работали лиможские мастера. Золото или серебро гравировали реже, из экономии дорогого материала.