Перуцци, Бальдассаре


Бальдассаре Томмазо Перуцци (итал. Baldassare Tommaso Peruzzi; 7 марта 1481, Сиена — 6 января 1536, Рим) — итальянский архитектор и живописец эпохи Высокого Возрождения и раннего маньеризма.

Родился в небольшом городке близ Сиены. С 1503 года работал в Риме. Быстро получил признание как архитектор и мастер иллюзорных росписей, создающих эффект продолжения архитектурного пространства: квадратуры. Поэтому Перуцци считают создателем римской школы фасадных росписей, в основном гризайлью, но они не сохранились до нашего времени. Вначале Перуцци работал вместе с Донато Браманте, но затем перешёл к Рафаэлю. Биографы считают автором знаменитого «Письма Рафаэля» папе Льву Х — введения к Археологическому плану античного Рима — именно Перуцци.

В 1508—1511 годах Бальдассаре Перуцци совместно с Рафаэлем, Себастьяно дель Пьомбо и другими участвовал в постройке и росписях виллы Фарнезина в Риме. Именно там он написал свою знаменитую квадратуру в «Зале перспектив» (1508—1511). После смерти Рафаэля в 1520 году вместе с Антонио да Сангалло Младшим возглавлял работу по строительству собора Святого Петра. После страшного разграбления Рима в 1527 году Бальдассаре Перуцци вернулся в родную Сиену и работал там архитектором республики. В 1535 году вернулся в Рим. Его последней постройкой стал Палаццо Массимо-алле-Колонне в Риме (15321536).

Перуцци погребен в римском Пантеоне рядом с могилой Рафаэля. Учеником Перуцци был архитектор-маньерист и теоретик Себастьяно Серлио. Сын Бальдассаре Перуцци — Джованни Саллюстио также был архитектором. Другой сын, Онорио, учился живописи у своего отца, а затем стал доминиканским священником в монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме[6].

Перуцци увлекался античной археологией, математикой, астрономией, геометрией и перспективой. Он был подлинным человеком возрождения, но в своём индивидуальном стиле причудливо соединял нормы римского классицизма, созданные Браманте и Рафаэлем, с элементами маньеризма, нарождающегося барокко и родными ему готическими архаизмами сиенской школы живописи. В этом он типичный маньерист. В его архитектурных работах маньеризм проявился, по тонкому наблюдению Б. Р. Виппера, в необычно изогнутом фасаде, аритмично расставленных колоннах и пропорциях оконных проёмов Палаццо Массимо-алле-Колонне. В его живописных работах привлекает необычная экспрессия, типично маньеристичная изощрённость заполнения фигурами всего изобразительного пространства.

Кисти Перуцци принадлежат фрески в Санта-Мария-делла-Паче, Палаццо Мадама, римских церквах Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, Сан-Пьетро-ин-Монторио и Сан-Рокко, росписи в Капелле Сан Джованни (Святого Иоанна Крестителя) в Соборе Сиены. С точки зрения иконографии музыкальных инструментов интересен полиптих Перуцци «Четыре музыкальных бога», на котором изображены Пан, Амфион, Мусей и Марсий (выставлен в Лувре).