Серлио, Себастьяно


Себастьяно Серлио (итал. Sebastiano Serlio; 6 сентября 1475, Болонья—1554, Фонтенбло) — итальянский живописец, сценограф, архитектор и теоретик архитектуры эпохи позднего итальянского Возрождения и маньеризма школы Фонтенбло. Один из ведущих теоретиков искусства эпохи. Известен своим трактатом «Семь книг об архитектуре», который способствовал распространению архитектурного языка классицизма во многих странах Европы «Севернее Альп» на фоне маньеристических тенденций того времени[6].

Себастьяно Серлио родился в Болонье, он был сыном скорняка, члена гильдии кожевников Бартоломео ди Антонио (имя матери неизвестно). Из своего родного города, поработав в Пезаро «мастером по дереву» (вероятно, владел и другими ремёслами), он в 1514 году переехал в Рим, где сотрудничал в мастерской Бальдассаре Перуцци, занимаясь строительными, живописными и мозаичными работами. Позднее, по собственному признанию Серлио, он использовал этот опыт, а также рисунки и чертежи, для составления своего трактата[7].

После разрушительного разграбления Рима в 1527 году ландскнехтами императора Карла V Габсбурга (итал. Sacco di Roma) Себастьяно Серлио вместе с другими художниками укрылся в Венеции, куда прибыл уставшим и больным настолько, что счёл уместным продиктовать завещание[8].

В Венето, где он оставался до 1541 года, Серлио посещал кружок интеллектуалов, писателей и художников, таких как Тициан, Микеле Санмикели, Пьетро Аретино и Франсиско де Оланда, а также круги евангелистских и антипапских деятелей церкви[9].

В 1541 году французский король Франциск I, набирая художников для офoрмления своих резиденций, пригласил Серлио приехать во Францию «живописцем и архитектором короля» при дворе в Фонтенбло. Однако Серлио к своему разочарованию не имел возможности создавать значительные произведения, поскольку встречал сопротивление со стороны французских мастеров-строителей и подрядчиков. Не сумев обрести достойное место при королевском дворе, он посвятил себя написанию трактата, а также выполнял заказы других лиц, таких как кардинал ди Турнон или кардинал Ипполито II д’Эсте[10]. После смерти короля в 1547 году его преемник Генрих II вообще отстранил Серлио от придворных заказов. Некоторое время Себастьяно жил в Лионе (1549—1553), в 1553 году вернулся в Фонтенбло.

Себастьяно Серлио, не сумев профессионально зарекомендовать себя в сложной венецианской среде, тем не менее способствовал распространению классицистического архитектурного языка римской школы в Венеции. В свои позднейшие проекты и постройки Серлио вводил причудливые рустованные колонны, чередуя поверхности гладкого и необработанного камня, что сближало его произведения с распространёнными в окрестностях Рима постройками в «сельском стиле». Его именем названа ордерная ячейка оконного или дверного проёма — серлиана.