Серлиана


Серлиана или серлианский мотив — архитектурная деталь, сводчатый проход или окно с тремя проёмами, центральный из которых шире боковых и завершён полуциркульной аркой. Мотив может иметь и чисто декоративную функцию при украшении стен, малых архитектурных форм, триптихов, произведений прикладного искусства.

Название возникло вследствие того, что серлианский мотив был проиллюстрирован в чрезвычайно популярном трактате «Семь книг об архитектуре» (1537) итальянского зодчего Себастьяно Серлио, повлиявшего на многих европейских архитекторов. Мотив часто использовался архитектором Андреа Палладио и стал одним из отличительных признаков палладианства, поэтому его также часто называют окном Палладио или палладианским мотивом. Из-за распространённости серлианы в архитектуре области Венето в XVI—XVIII веках, мотив также стал известен под названием венецианское окно, которое, наряду с другими именованиями, используют британские и немецкие историки архитектуры.

Мотив возник в архитектуре Древнего Рима, откуда был заимствован архитекторами эпохи Возрождения, получив большое распространение в европейской архитектуре XVI—XVIII веков.

«Венецианское окно» — один из тех мотивов, которые легко ассоциируют с английским палладианством. Он состоит из трёх проёмов, крупного по центру, перекрытого аркой, и двух меньших по размеру, перекрытых прямыми архитравами. Базилика в Виченце стала одним из самых известных примеров применения Палладио данного мотива, откуда и пошло ещё одно его название — «палладианский мотив». <…> Палладио не имел никого отношения к началу практики применения данного мотива для украшения окон… …Палладио применил мотив в Базилике под влиянием Серлио… …Серлио, в свою очередь, популяризировал архитектурный мотив, имевший древнюю историю и использовавшийся практически непрерывно со второго или третьего века н.э.[1]

Архитектор Себастьяно Серлио (1475—1554) стал главным популяризатором серлианского мотива, благодаря зарисовкам конструкции в четвёртой книге его трактата «Семь книг об архитектуре». Тем не менее до сих пор неизвестно когда и кем был впервые применён сам термин «серлиана»[К 1]. Лексема получила широкое распространение в научных работах по истории архитектуры и археологии Древнего Рима, раннехристианского периода, эпохи Возрождения и Нового времени[К 2], хотя сам Серлио никогда не называл деталь каким-либо специальным термином и обозначал такую конструкцию по-разному, в зависимости от того, в каком качестве она употреблялась: «finestra» (окно), «pergolo» (колоннада, аркада), «poggiuolo» (балкон), когда серлиана многократно повторялась — «loggia» (лоджия) или «portico» (портик)[4].


Храм Хатхор в Дандаре с разорванной перемычкой входного портала
Пример соединения древнеегипетских разорванных перемычек и классического фронтона, второй помпейский стиль, 43—30 годы до н. э.
Серлиана, второй помпейский стиль, Вилла Мистерий, ок. II—I в. до н. э.
Серлиана на ножнах меча Тиберия, 15 год н. э.
Канопа виллы Адриана, 118—134 года н. э.
Дворец Диоклетиана, 295—305 годы н. э.
Пергаторий, Храм Исиды, Помпеи, не позже 79 года н. э.
Лаларий, Дом принца Неаполитанского, Помпеи, не позже 79 года н. э.
Храм Адриана в Эфесе
Тетрапилон храма Венеры в Афродизиасе