Серлиана или серлианский мотив — архитектурная деталь, сводчатый проход или окно с тремя проёмами, центральный из которых шире боковых и завершён полуциркульной аркой. Мотив может иметь и чисто декоративную функцию при украшении стен, малых архитектурных форм, триптихов, произведений прикладного искусства.
Название возникло вследствие того, что серлианский мотив был проиллюстрирован в чрезвычайно популярном трактате «Семь книг об архитектуре» (1537) итальянского зодчего Себастьяно Серлио, повлиявшего на многих европейских архитекторов. Мотив часто использовался архитектором Андреа Палладио и стал одним из отличительных признаков палладианства, поэтому его также часто называют окном Палладио или палладианским мотивом. Из-за распространённости серлианы в архитектуре области Венето в XVI—XVIII веках, мотив также стал известен под названием венецианское окно, которое, наряду с другими именованиями, используют британские и немецкие историки архитектуры.
Мотив возник в архитектуре Древнего Рима, откуда был заимствован архитекторами эпохи Возрождения, получив большое распространение в европейской архитектуре XVI—XVIII веков.
«Венецианское окно» — один из тех мотивов, которые легко ассоциируют с английским палладианством. Он состоит из трёх проёмов, крупного по центру, перекрытого аркой, и двух меньших по размеру, перекрытых прямыми архитравами. Базилика в Виченце стала одним из самых известных примеров применения Палладио данного мотива, откуда и пошло ещё одно его название — «палладианский мотив». <…> Палладио не имел никого отношения к началу практики применения данного мотива для украшения окон… …Палладио применил мотив в Базилике под влиянием Серлио… …Серлио, в свою очередь, популяризировал архитектурный мотив, имевший древнюю историю и использовавшийся практически непрерывно со второго или третьего века н.э.[1]
Архитектор Себастьяно Серлио (1475—1554) стал главным популяризатором серлианского мотива, благодаря зарисовкам конструкции в четвёртой книге его трактата «Семь книг об архитектуре». Тем не менее до сих пор неизвестно когда и кем был впервые применён сам термин «серлиана»[К 1]. Лексема получила широкое распространение в научных работах по истории архитектуры и археологии Древнего Рима, раннехристианского периода, эпохи Возрождения и Нового времени[К 2], хотя сам Серлио никогда не называл деталь каким-либо специальным термином и обозначал такую конструкцию по-разному, в зависимости от того, в каком качестве она употреблялась: «finestra» (окно), «pergolo» (колоннада, аркада), «poggiuolo» (балкон), когда серлиана многократно повторялась — «loggia» (лоджия) или «portico» (портик)[4].