Раннехристианское искусство


Раннехристианское искусство (итал. Arte paleocristiana, англ. Early Christian art) — исторический период в развитии западноевропейского искусства от возникновения христианства и провозглашения терпимости в отношении христианства римским императором Константином I Великим (Миланский эдикт, июнь 313 года) до формирования романского искусства на Западе и византийского искусства на Востоке в VI— начале VII веков[1][2].

В иных источниках акцент делается не на хронологических границах, а на самой сути, идеологии и стилевых качествах (хотя бы и в зачаточном состоянии) нового искусства, поэтому понятие «раннехристианский» относят к категории исторического типа искусства[3]. При этом подчёркивается условность границ между Востоком и Западом, эллинистическим и византийским искусством стран Восточного Средиземноморья (во всяком случае на ранних этапах) и то, что «византийская культура не имеет чётких границ, ни хронологических, ни территориальных» и то, что «зачатки будущего искусства развивались в раннехристианском искусстве» в двух его вариантах: «римском и малоазийском»[4].

Специфическая христианская иконография развивалась постепенно, на основе позднеантичного искусства и в соответствии с прогрессом богословской рефлексии. Раннехристианское искусство обычно подразделяется на два периода: до и после Миланского эдикта 313 года, принесшего так называемый Триумф Церкви при Константине, или Первого Никейского собора 325 года. Более ранний период называется доконстантиновским или доникейским, а также «периодом первых семи Вселенских соборов»[5]. Таким образом, конец периода раннехристианского искусства наступает намного позднее, чем конец периода раннего христианства, как его обычно определяют богословы и историки церкви.

Раннехристианское искусства подразделяется также не столько по периодам, сколько по региональным школам, каждая из которых имела собственные художественные традиции. Условность хронологических границ создаёт для исследователей определённые трудности, отсюда частое отнесение этого исторического типа искусства к «достилевой стадии» средневековой культуры. В иных случаях понятие «раннехристианский» не выделяют из общего понятия средневекового или доренессансного, искусства, в третьих — относят либо к позднеатичной культуре, либо включают в период романского искусства[6].