Себастьяно дель Пьомбо


Себастьяно Лучани (итал. Sebastiano Luciani, приблизительно 1485, Венеция — 21 июня 1547, Рим), более известный как Себастьяно дель Пьомбо (итал. Sebastiano del Piombo — «Свинцовый Себастьян») — итальянский живописец Высокого Возрождения, сочетавший колорит венецианской школы с монументальностью римской школы. Бóльшую часть жизни творил в Риме по заказам римских пап и папской знати. После смерти своего соперника Рафаэля (1520) — крупнейший живописец Рима[5].

Юный Себастьяно Лучани получил известность в Венеции как искусный лютнист. Художественное образование получил в мастерской Джованни Беллини[6]. Ранние произведения Себастьяно не всегда просто отличить от произведений Тициана и Джорджоне, тем более что все трое сотрудничали (например, после смерти последнего Лучани завершил его картину «Три философа»).

В 1511 году художник переехал в Рим, куда был приглашён банкиром Агостино Киджи для украшения живописью его виллы, известной теперь под названием Фарнезинской. Здесь были написаны им сцены из «Метаморфоз» Овидия и другие работы. Эти фрески не понравились заказчику, вследствие чего художник был отстранён от дальнейших работ.

Тем не менее Лучани остался в папской столице и сблизился с Рафаэлем. Его работы приобретают строгость, становятся более уравновешенными, но при этом не теряют венецианский колорит[6]. Творчество Себастьяно пропагандировали его влиятельные друзья и покровители — такие, как Ариосто и кардинал Медичи. Особенно ценились его портреты современников (Христофор Колумб, папа Медичи, адмирал Дориа, Джулия Гонзага, Аретино и др.).

После 1515 года картины Себастьяно дель Пьомбо обретают драматическую окраску («Пьета[it]», 1516-17; «Воскрешение Лазаря[en]», 1517-19). Это связывают с влиянием Микеланджело, чьи наброски венецианец иногда использовал для создания своих полотен. Микеланджело убедил Себастьяно в способности на равных конкурировать с Рафаэлем. После смерти последнего венецианец стал основным получателем художественных заказов римского понтифика.

Второе, будапештское «Несение креста» и другие работы, созданные в период контрреформации, отличаются мрачной суровостью образного строя, свидетельствующей о кризисе художественных принципов Высокого Возрождения. Суровый лаконизм поздних работ Лучани вдохновлял новое поколение римских живописцев.