Три философа


«Три философа» – картина Джорджоне 1505–1509 годов, одна из последних работ мастера, законченная за год до его смерти. В настоящее время хранится в Музее истории искусств (Вена). Написана по заказу венецианского купца Тадео Контарини, увлекавшегося алхимией и оккультизмом. Работу над картиной завершил Себастьяно дель Пьомбо.

На картине изображены три философа разных возрастов – юноша, мужчина средних лет и старик. Нынешнее название взято из «Записок» Маркантонио Микьеля, видевшего картину в одном из венецианских домов[1]. Три персонажа олицетворяют древнегреческую философию (старик), арабскую (взрослый мужчина) и философию Возрождения (юноша на фоне природного ландшафта). На заднем плане видна деревня, вдали – горы с некоей синей областью, значение которой неизвестно. Юноша изучает пещеру, изображённую в левой части картины, с помощью измерительного инструмента. Традиционная трактовка картины, согласно которой она изображает трёх волхвов у Пещеры Рождества, к концу XIX века большинством учёных признана несостоятельной[2].

Интерпретации картины Джорджоне различны. Наиболее распространённым является объяснение картины, как аллегории передачи знаний древнегреческой философии через арабские переводы итальянскому Возрождению. Старик в этом случае может представлять Платона или Аристотеля, араб – Авиценну, Ибн Рушда или другого учёного Золотого века ислама[3], юноша – науку Возрождения, уходящую корнями в прошлое и вглядывающуюся в темноту пещеры, хранящей неизвестные секреты, которая в свою очередь может символизировать концепцию Платоновой пещеры[4].

Имеются и другие гипотезы относительно персонажей. Одни видели в них Эвандра с Паллантом, показывающих Энею будущее место Рима[5], другие – царя Соломона, Хирама Великого и Хирама Абиффа[6].

Поза юноши имеет форму прямоугольного треугольника, что может служить отсылкой к теореме Пифагора. В этом случае персонажи справа могут изображать Ферекида и Фалеса, учителей Пифагора[7]. По другой версии старый философ изображает Аристарха Самосского[8].

Прочие гипотезы предлагают интерпретации персонажей в качестве трёх стадий человеческой жизни (юность, зрелость, старость), либо трёх эпох европейской цивилизации (античность, средние века, Возрождение), либо трёх авраамических религий (иудаизм, ислам, христианство), либо некоторое сочетание указанных концепций.