Карраччи, Агостино


Агостино Карраччи (итал. Agostino Carracci; 16 августа 1557, Болонья — 22 марта 1602, Парма) — итальянский живописец, рисовальщик и гравёр, мастер офорта, старший брат живописца Аннибале Карраччи и двоюродный брат Лодовико Карраччи. Братья имели общую мастерскую и их совместная деятельность имела решающее значение для формирования болонской школы, оплота академического искусства в Италии XVI века[4].

Агостино был сыном Антонио, портного из Кремоны (Ломбардия), который переехал в Болонью со своим братом Винченцо, мясником по профессии, отцом Лодовико Карраччи. Агостино собирался стать ювелиром, но поддался уговорам своего двоюродного брата Лодовико и стал живописцем. Он обучался в болонской среде позднего маньеризма, сначала посещая мастерскую ювелира, чтобы научиться искусству гравирования, затем мастерские живописцев Просперо Фонтаны, Бартоломео Пассаротти и, наконец, студию архитектора и гравёра Доменико Тибальди.

Агостино очень рано начал самостоятельную деятельность в качестве гравёра, копируя картины болонских мастеров того времени, таких как Лоренцо Саббатини, Орацио Самаккини и Дениса Кальверта. Вероятно, в 1574 году он выполнил свою первую гравюру в технике офорта[5].

Он путешествовал по Ломбардии. В 1581 году он, вероятно, ненадолго был в Риме, в 1582 году — в Венеции. В 1583 году он был в Милане, а затем в Кремоне. В 1583—1584 годах снова работал в Болонье, где вместе с Лодовико и Аннибале трудился над фресками в Палаццо Фава. Вероятно, в 1586—1587 годах был в Парме в 1588—1589 годах снова в Венеции, где родился его сын Антонио. С 1589 по 1594 год Агостино Карраччи оставался в Болонье[6].

Обладая эрудицией и начитанностью, Агостино читал в организованной братьями Карраччи Болонской Академии лекции по истории и теории искусства. Из трёх братьев Агостино интеллектуалом группы; он увлекался музыкой, писал сонеты, в том числе об искусстве[7], вероятно, он был членом болонской литературной академии Джелати (Accademia letteraria dei Gelati), ассоциации писателей, поэтов и ученых. Даже в Риме вполне вероятно, что у него были контакты с культурной элитой, кружком кардинала Чинцио Пассери Альдобрандини.

Особенно актуальной была его деятельность в области репродукционной гравюры, которую он осуществлял в Венеции. Здесь он вступил в творческое сотрудничество с Паоло Веронезе, официальным гравёром которого он стал, и с Тинторетто, высоко ценившим его графические способности. Согласно источникам, эти чувства Тинторетто к Агостино были вызваны восхищением, вызванным у первого гравюрой с картины «Распятие» в Скуоле Гранде ди Сан-Рокко, беспримерным шедевром Тинторетто, которая стала одной из самых известных графических работ Агостино Карраччи. Партнёрство с Тинторетто было настолько прочным, что великий художник стал крёстным отцом Антонио Карраччи, сына Агостино, родившегося в Венеции.