Карраччи, Лодовико


Лодовико Карраччи (итал. Lodovico Carracci; 21 апреля 1555, Болонья — 13 ноября 1619, там же) — итальянский живописец, рисовальщик и гравёр, старший брат живописца Агостино Карраччи и двоюродный брат Аннибале Карраччи. Братья имели общую мастерскую, и их совместная деятельность имела решающее значение для формирования болонской школы, оплота академического искусства в Италии XVI века.

Лодовико родился в Болонье в 1555 году (крещён 21 апреля), в семье Винченцо, мясника родом из Кремоны. Обучался живописи у Просперо Фонтаны в Болонье и, вероятно, у Камилло Прокаччини между 1570 и 1580 годами. В своих поездках по Италии изучал творчество известных мастеров: выезжал во Флоренцию, Парму, Мантую, Венецию.

В 1578 году он был принят в цех живописцев в Болонье (compagnia dei pittori a Bologna). В 1582 году вместе с братьями Аннибале и Агостино открыл мастерскую, которую некоторые сначала называли «Академией Стремящихся» (Accademia dei Desiderosi), а затем «Болонской Академией» — «Академией вступивших на правильный путь» (итал. Accademia degli Incamminati), или Академией Карраччи (Accademia Caraccesiana), открывшую путь академизму в европейском искусстве. Значение этой академии было велико, хотя и оценивается в истории искусства неоднозначно[4][5][6].

Именно Лодовико Карраччи, несмотря на бóльший авторитет Аннибале как живописца, считают главным организатором Болонской Академии. Он сумел преобразовать простую цеховую корпорацию художников в «Академию, вступивших на правильный путь». Лодовико «считается автором метода сознательного эклектизма, положенного в основу деятельности болонской школы. Фанатик своего метода, это был истинный человек барокко, энергичный и волевой». В книге Карло Чезаре Мальвазиа «Фельсина-художница: Жизнеописания болонских живописцев» (Lа Felsina Pittrice: Vite e ritratti de’ pittori Bolognesi, 1677—1678) «сохранилось любопытное свидетельство того, как один из „великих стариков“ эпохи Возрождения, Тинторетто, заметил отсутствие оригинальности в работах молодого Карраччи и посоветовал ему оставить занятия живописью, но строптивый ученик не послушался»[7].