Калверт, Денис


Денис Калверт[3] (нидерл. Denijs Calvaert, или Caluwaert, итал. Dionisio Fiammingo — Дионизио Фламандец); около 1540, Антверпен — 17 марта 1619, Болонья) — фламандский художник академического направления, родом из Антверпена; рисовальщик и живописец. Большую часть своей жизни он прожил в Италии, где был известен как «Дионизио Фьямминго», или просто «Il Fiammingo» (Фламандец). Изучал историю, классическую архитектуру и пластическую анатомию. Известен рисунками и миниатюрными живописными изображениями на меди[4]. Творчество Дениса Калверта также относят к периоду маньеризма болонской школы.

После обучения пейзажной живописи в мастерской Кристиана ван Квикборна в Антверпене, Калверт отправился в Болонью, где в школе Просперо Фонтаны изучал анатомию тела человека, «освоив её настолько, что отказался от своего фламандского стиля в пользу итальянского»[5].

Из Болоньи в 1572 году он отправился в Рим, где помогал Лоренцо Саббатини в его работах для папского дворца: Капеллы Паолина и Царского Зала (Sala Regia) в Ватикане. Он посвятил много времени копированию и изучению произведений Рафаэля Санти и других художников Высокого Возрождения.

В конце концов, в 1574 году Калверт вернулся в Болонью, открыл там собственную школу, среди учеников которой были Доменикино, Франческо Альбани, Гвидо Рени, Джованни Баттиста Бертузио, которые вскоре последовали примеру Аннибале Карраччи и получили видные заказы в Риме. Виченцио Готти, Франческо Джесси и Джакомо Семенца также работали в его студии, прежде чем присоединиться к студии Гвидо Рени. Винченцо Спизанелли и Габриэлло Феррантини также работали под руководством Калверта[6].

Денис Калверт пользовался таким уважением, что после его смерти Лодовико Карраччи устроил торжественные похороны в церкви Сервитов в присутствии всех учеников Академии.

Калверт в духе своего времени относился к своей профессии с научных позиций: он изучал анатомию, архитектуру, историю. Под его влиянием сложилась соперничавшая с ним в Болонье школа братьев Карраччи. Многие его произведения были переведены в гравюры, и главным среди гравёров был Аннибале Карраччи.