Альбани, Франческо


Франче́ско Альба́ни (итал. Francesco Albani, также: итал.  Albanio, Albanni, Albano, Alvano, Albina , 17 марта 1578, Болонья — 4 октября 1660, Болонья) — итальянский рисовальщик, живописец и фрескист академического направления болонской школы. Работал преимущественно в Болонье и с перерывами в Риме[7].

Франческо Альбани родился в Болонье в семье торговца шёлком Агостино Альбани и его жены Элизабетты Торри 17 марта 1578 года. В некоторых источниках днём рождения указывается 17 августа, что, вероятно, связано с ошибкой прочтения при которой числа 3 и 8 были перепутаны (например, «8/17» вместо «3/17»)[8]. Отец Франческо хотел, чтобы сын занялся торговлей. Однако с двенадцати лет Франческо учился живописи в школе-мастерской фламандского художника Дениса Калверта в Болонье, живописца, чей «отлаженный и отточенный способ рисования» хорошо послужил для ведения начальных курсов живописи"[9].

В школе Калверта Франческо Альбани познакомился с художниками Доменикино и Гвидо Рени. Затем перешёл в Академию братьев Карраччи. Его основным учителем был Лодовико Карраччи. В сотрудничестве с Лодовико он работал с 1596 по 1598 год над фресками оратория Сан-Коломбано, а затем в болонском Палаццо Фава.

В 1600 году он преехал в Рим, где работал в Палаццо Фарнезе, был одним из наиболее близких помощников Аннибале Караччи в росписях церкви Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли и Палаццо Маттеи ди Джове, затем работал в церквях Санта-Мария-делла-Паче, Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура и других. Альбани стал одним из самых выдающихся учеников Аннибале. Фрески в апсиде церкви Санта-Мария-делла-Паче, созданные между 1612 и 1614 годами, представляют собой полностью самостоятельную работу Альбани, с «Вознесением Мадонны» на плафоне и аллегорией Справедливости и Мира над главным алтарем[10].

Среди заказчиков Альбани были члены самых влиятельных римских аристократических семей, в том числе Боргезе, Колонна, Корсини и Джустиниани. Доказательством успехов художника является его принятие в члены Академии Святого Луки.

В 1621—1622 годах Альбани временно работал в Мантуе, но затем вернулся в Рим, где он получил заказ от кардинала Шипионе Боргезе на четыре больших тондо на тему «История Венеры», или «Времена года» (Галерея Боргезе, Рим). В Риме Альбани работал с 1623 по 1625 год.