Натюрморт


Натюрмо́рт (фр. nature morte — мёртвая природа; нидерл.  stilleven , (нем.  Stilleben, (англ. still-life — неподвижная, замершая жизнь) — жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включённые в композицию иного жанра»[1]. Основная жанровая и композиционная обусловленность натюрморта — выключение изображаемых предметов из окружающей среды. Проще говоря, «чтобы оказаться в натюрморте, птицы должны быть убиты, рыбы выловлены, цветы сорваны». Такой подход в сущности противоречит основной закономерности живописного изображения, но в натюрморте это искупается внимательной передачей живописных особенностей самих изображаемых предметов"[2].

Предметы неодушевлённой природы — цветы, плоды, посуду с едой и питьём — изображали ещё в Древнем Египте и Древней Греции. Однако такие изображения ещё не выделялись в отдельный жанр и не имели специального обозначения. Так в центральной части Гентского алтаря работы братьев ван Эйк (1432) в сцене Благовещения Марии (на наружных створках алтаря в закрытом виде) изображён простой рукомойник с полотенцем, который вносит ощущение реальности, особенной достоверности происходящего[3].

Элементы натюрморта присутствуют в картинах художников итальянского проторенессанса: Джотто, П. Лоренцетти, Т. Гадди и многих других. Считается, весьма условно, что в искусстве Нового времени первый натюрморт в жанре «обманки» (фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость») — натуралистичного изображения предметов, создающих иллюзию реальных, в начале XVI века написал итальянский живописец Якопо де Барбари. Однако в XV—XVI веках изображения предметов обычно рассматривали как часть композиции исторического, пейзажного, или бытового жанра, изображения жилых интерьеров или портретов в интерьере.

Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозными композициями в качестве обрамлений, например цветочными гирляндами, фигур Богоматери и Христа. Натюрморты располагали на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция картин типа vanitas (бренность, суета) с изображением черепа и свечи, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII века.