Барбари, Якопо де


Якопо де Барбари, Якопо де Барбери (итал. Jacopo de' Barbari, Jacopo de Barberi, Barbaro, Barberino, Barbarigo o Barberigo ; 1460, Венеция — 1516, Мехелен, Бельгия) — итальянский живописец и гравёр эпохи Возрождения, работавший в Германии.

Якопо де Барбари работал приблизительно до 1500 года в Венеции. Его живописные произведения указывают на влияние Джованни Беллини. В 1500 году переехал из Венеции в Германию, став первым известным итальянским художником эпохи Возрождения, работавшим в Северной Европе, где его произведения стали весьма популярны.

Альбрехт Дюрер в сообщении о своей первой поездке в Венецию в 1494—1495 годах, указывает, что Якопо де Барбари рассказал ему о том, что знает секрет правильного построения пропорций фигуры человека, однако не пожелал раскрыть его собеседнику, описав лишь в самых общих чертах (этот рассказ подвергают сомнению). С 1503 по 1506 год Барабари жил в городе Виттенберге, при дворе саксонского курфюрста Фридриха III, сотрудничал с учёными-гуманистами, преподававшими в основанном в городе в 1502 году университете.

В Германии Якопо де Барбари работал по заказам императора Максимилиана I, а затем перешёл ко двору Иоахима I Бранденбургского. Очевидно, он вернулся в Венецию с герцогом бургундским и кастильским королём Филиппом I Красивым, для которого позднее работал в Голландии[5]. В марте 1510 года он стал придворным художником эрцгерцогини Маргариты Австрийской в Брюсселе и Мехелене (Бельгия). Якопо де Барбари встречался с Альбрехтом Дюрером ещё раз в Германии. Два художника обсуждали проблему пропорций в изображении человеческих фигур. «Дюрер определённо был очарован тем, что он услышал от венецианского художника, несмотря на то, что он не раскрыл всех знаний, которыми он обладал». Двадцать лет спустя Дюрер тщетно пытался получить от Маргариты Австрийской рукопись Барбари. До настоящего времени рукопись (если она существовала) считается утерянной[6].

В январе 1511 года Якопо де Барбари заболел и составил завещание; в марте эрцгерцогиня назначила ему пожизненную пенсию, учитывая его старость и слабость (debilitation et vieillesse). Он умер в 1516 году, оставив эрцгерцогине двадцать три гравюрных доски.

Живописные произведения Барбари немногочисленны. Сохранившиеся картины (около двенадцати) включают самый ранний из известных после античности образцов натюрморта в жанре «обманки» (фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость») — натуралистичного изображения предметов, создающих иллюзию реальных. Это так называемый «мюнхенский натюрморт» (хранится в мюнхенской Старой пинакотеке). Известны также два изображения Мадонны со святыми в музеях Парижа и Берлина, голова Христа в музее Веймара.