Историческая живопись


Истори́ческая жи́вопись — жанр живописи, формировавшийся в эпоху Возрождения, но окончательно сложившийся в западноевропейском искусстве в постренессансную эпоху, в XVII—XIX веках. Правильное название: исторический жанр. Предметом исторического жанра является изображение «исторических деятелей и событий, общественно значимых явлений в истории человечества». Исторический жанр «обращён в основном к прошлому», но он «включает также изображение недавних событий, историческое значение которых осознано современниками»[1].

Идеология изобразительного искусства, охватывающая все его виды: живопись, скульптуру, графику и, в меньшей степени, архитектуру и декоративно-прикладное искусство, способствует представлению героического прошлого не в действительном, а в желаемом виде и часто в угоду заказчикам и могущественным правителям по их непосредственным заказам. Именно поэтому исторический жанр в академическом искусстве наряду с портретным считался «высоким», или «наиболее достойным», в отличие от «низких жанров» (натюрморта, пейзажа). Так в «Императорской академии трёх знатнейших художеств: живописи, ваяния и зодчества» исторический жанр занимал первое место и считался «достойнейшим». Конфликт между действительным содержанием эпохи и её художественно-образным отражением явился в истории искусств основным стимулом развития двух главных оппонирующих художественных направлений: классицизма и романтизма, а также тенденций натурализма, «критического реализма», «живописи реальности» с одной стороны и идеализма и салонного академизма с другой[2].

Исторический жанр включает разновидности (или жанровые формы) произведений, созданных не только на темы действительных исторических событий, но также на мифологические и библейские (ветхозаветные и евангельские) сюжеты, интерпретируемые в актуальном контексте.

Истоки исторического жанра следует искать в религиозных темах и сюжетах Средневековья. Художники использовали сюжеты из Библии и создавали воображаемые портреты священных персонажей. Чтобы написать картину, повествующую о событиях тысячелетней давности, живописцу приходилось прибегать к воображению и изображать сюжет на основе принятой в те времена системы художественных образов и символов.

В эпоху Ренессанса на картинах художников стали появляться исторические сцены из античной мифологии, литературных произведений, а также батальные сцены. Яркими примерами служат такие произведения, как «Вавилонская башня» Брейгеля Старшего, «Похищение Европы» Тициана, «Четыре апостола» Дюрера, «Битва у Замы» Романо.