Бароччи, Федерико


Федерико Бароччи, Федерико Бароцци (итал. Federico Barocci, Federico Barozzi; 1535, Урбино — 30 сентября 1612 Урбино) — итальянский живописец, рисовальщик и гравёр периода позднего маньеризма. Выдающийся колорист и виртуоз рисунка, «его экспрессивный стиль предвосхитил искусство барокко»[6]. Известен под прозванием Фиори да Урбино (итал. il Fiori da Urbino — Цветок из Урбино).

Федерико родился в семье потомственных художников из Ломбардии (севера Италии): его прадед Амброджьо из Милана был скульптором, который поселился в Урбино, чтобы работать над украшением герцогского дворца. Отец — Амброджьо ди Федерико Бароччи, был искусным часовщиком, гравёром и резчиком по драгоценным камням, и у него Федерико учился рисовать. Племянник и ученик Федерико Бароччи — Франческо Бароччи — также со временем стал живописцем, работал в 1580—1600 годах. Ещё ребёнком Федерико Бароччи учился у Джованни-Баттиста Франко, который познакомил его с античной скульптурой; позднее, вероятно в 1549 году, был направлен в Пезаро к своему дяде Бартоломео Дженга, архитектору герцога урбинского Гвидобальдо II делла Ровере, у которого будущий художник изучал геометрию, перспективу и архитектуру. В Пезаро, кроме того, он имел возможность изучать в коллекции герцога шедевры Тициана и других живописцев венецианской школы[7].

Брат герцога урбинcкого, кардинал Джулио делла Ровере, в 1548 году пригласил художника в Рим, где Федерико изучал живопись Рафаэля и Корреджо. После нескольких лет пребывания в Риме Бароччи в 1557 году вернулся в Урбино, где оставался следующие четыре года. В 1560 году он снова прибыл в Рим, на этот раз для выполнения папского поручения: оформления Казино Пия IV в садах Ватикана. В Риме он работал в мастерской братьев Таддео и Федерико Цуккаро, бывшими во второй половине XVI века главными представителями искусства маньеризма в Риме. В том же 1560 году по заказу папы Пия IV вместе с Федерико Цуккаро художник писал фрески в ватиканском Бельведере. Во время выполнения этой работы римская карьера Федерико Бароччи внезапно оборвалась: его поразила тяжелая кишечная болезнь, мучившая его всю оставшуюся жизнь. По версии историографа Дж. П. Беллори — вследствие отравления, которому художник был «обязан» своим завистникам. В 1563 году он уехал «на свежий воздух», в Урбино, где написал для кафедрального собора «Святую Чечилию» и «Мученичество Святого Себастьяна»; в этих картинах угадывается влияние Корреджо. Федерико никогда более не покидал свой родной город, за исключением коротких отлучек. Эта изоляция в Урбино если и не остановила его художественного развития, то исключила его непосредственные контакты с великим римским искусством: он больше никогда не писал фресок. Болезнь сильно ограничивала время, которое он мог уделять работе, и, хотя он дожил до глубокой старости, здоровье его всегда оставалось неустойчивым[8][9].