Беллори, Джованни Пьетро


Джованни, Джан Пьетро Беллори (итал.  Giovanni Pietro Bellori, Gian Pietro Bellori, Giovan Pietro Bellori, 15 января 1613, Рим — 19 февраля 1696, Рим) — итальянский живописец, антиквар, историограф и теоретик искусства. Известен главным образом в качестве биографа итальянских художников XVII века. Его книгу биографий художников, изданную в 1672 году, сравнивают с «Жизнеописаниями» художников эпохи Возрождения, написанной Дж. Вазари в 1550 году.

Беллори родился в Риме, он был племянником известного антиквара, писателя, коллекционера картин и гравюр Франческо Анджелони, жил и воспитывался в его доме в Риме. Уроки живописи брал, предположительно, у Доменикино. В доме его дяди бывали живописцы Никола Пуссен, Андреа Сакки, известные ученые и писатели, коллекционер и антиквар Винченцо Джустиниани, теоретик искусства и меценат Джованни Баттиста Агукки.

В раннем возрасте Дж. П. Беллори стал членом Академии Святого Луки, но не достигнув особых успехов в живописи, почувствовал, что его призвание — писать об искусстве. В 1652 году скончался его дядя Ф. Анджелони, он оставил Беллори значительное состояние, которое избавило его от забот о материальной стороне жизни.

В 1671 году Беллори был назначен секретарем Академии Святого Луки. Он также состоял хранителем собрания древностей Папы римского Климента X. Позднее служил библиотекарем и антикваром при дворе шведской королевы Кристины. Он умер в Риме и был похоронен в церкви Сан-Исидоро.

В 1664 году Беллори выступил в Академии с речью, в которой отразил свои представления об искусстве классицизма. Беллори состоял в переписке с многими французскими художниками. В 1672 году под эгидой недавно основанной Французской академии в Риме он опубликовал первую часть книги «Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архитекторов» (Le vite de’ pittori, scultori et architetti moderni) с посвящением первому министру французского короля Людовика XIV Ж.-Б. Кольберу.

Во введении к этому труду Беллори изложил своё учение об «идее», которая, в отличие от концепций маньеристов Дж. П. Ломаццо и Ф. Цуккаро представляет собой не эманацию божественной воли, а некую умозрительную идеальную норму, следующую лучшим образцам классического искусства: античного и ренессансного. Аналогично тому, как в эпоху Возрождения литература развивалась под эгидой Цицерона, а эстетика архитектуры и живописи складывалась под влиянием трактатов Леона Баттисты Альберти или писем Рафаэля к Бальдассаре Кастильоне, современное искусство призвано к «избирательной идеализации» на основе равновесия природы и фантазии, которая и составляет желаемую цель художественного творчества[3][4].