Агукки, Джованни Баттиста


Джованни Баттиста Агукки (итал. Giovanni Battista Agucchi; 20 ноября 1570, Болонья —1632, Мотта-ди-Ливенца, Венето) — итальянский архиепископ, кардинал, папский дипломат, меценат и теоретик искусства, один из предшественников теории классицизма в изобразительном искусстве[3].

Джованни Баттиста Агукки родился в Болонье, он был сыном Джан Джорджио Агукки и Изабеллы Сега, братом будущего кардинала Джироламо Агукки (1555—1605), «кардиналом-племянником» папы Климента VIII. В 1607 году поселился в Риме, где с 1604 по 1621 год служил мажордомом и секретарём кардинала Пьетро Альдобрандини, после смерти которого с 1621 по 1623 год был государственным секретарём (Segretario dei Brevi) папы Григория XV Людовизи, архиепископом Амасии и с 1623 года апостольским нунцием Венецианской республики до своей смерти в Мотта-ди-Ливенца (или в Castello San Salvatore, Тревизо) в 1632 году. Долгое время историки путали биографические сведения о Джованни Баттисте с историей и событиями жизни его брата Джироламо Агукки (в том числе о поездках во Флоренцию и Францию для переговоров по Лионскому договору 1601 г. и женитьбе Генриха IV Французского, затем в 1604 году в Равенну)[4].

Агукки был другом и корреспондентом Галилео Галилея (1611—1613), дружил с Федерико Чези, основателем научной Академии деи Линчеи («Академии рысьеглазых») в Риме. Он писал об основании и истории города Болоньи. Он также написал на латыни трактат о кометах, другой о метеорах и спутниках Юпитера, несколько писем на итальянском о морали, искусстве и различных других предметах; но ни одна из этих работ не была опубликована.

Агукки был близким другом и советчиком художника Аннибале Карраччи, покровителем болонского живописца Доменикино в Риме. Он выступал против маньеризма в живописи за верность и точность в «передаче природы». Самая важная работа Джованни Баттисты Агукки — это краткий «Трактат о живописи» (Trattato della pittura) в качестве введения в коллекцию гравюр, взятых с рисунков Аннибале Карраччи. Сочинение было издано в Риме в 1646 году после смерти Джованни Баттисты под редакцией его бывшего секретаря и помощника Джованни Антонио Массани под названием «Восемьдесят различных фигур» (Diverse figure al numero di ottanta; хранится в библиотеке Болонского университета). Трактат Агукки содержит его размышления об искусстве и является существенным вкладом в доктрину классического идеализма. Агукки развивал в нём классицистическую теорию красоты (idea della bellezza), предвосхищая многие идеи Джованни Пьетро Беллори.