Фрателлини


Фрателлини — знаменитая итало-французская семья клоунов, выступавшая в 1900-х — 1940-х годах XX века.

Под «цирковой семьёй Фрателлини» обычно понимают троих братьев-клоунов: Паули (1877—1940), Франсуа (1879—1951) и Альберта (1886—1961).

Их отец, Густаво Фраттелини (1842—1905), происходил из Флоренции, был сподвижником Джузеппе Гарибальди во время периода Рисорджименто и принял участие в объединении Италии, и также был акробатом и воздушным гимнастом. Впоследствии некоторые члены его семьи переехали во Францию. Старший сын Густаво, Луи (1867—1909), также был клоуном и первоначально выступал с Паули, а Франсуа и Альберт выступали вдвоём; после смерти Луи его семья осталась без средств к существованию, и Паули присоединился к младшим братьям, сформировав получившее огромную известность во Франции трио клоунов.

До начала Первой мировой войны трио в основном гастролировало по различным городам европейских стран и Российской империи, но после начала войны они поступили на работу в цирк Медрано[fr] в Париже. К 1923 году они, как считается, стали едва ли не самыми известными артистами-клоунами во Франции, имели большое количество поклонников (в основном среди парижских интеллектуалов), о них часто писали в прессе, а некоторые их номера длились более сорока пяти минут. У каждого из клоунов был особый устоявшийся образ: так, Паули отличался нарочито карикатурным поведением и небольшим количеством макияжа на лице, Франсуа держался в элегантной и помпезной манере и полностью красил лицо в белый цвет, а Альберт носил рваную одежду и наносил себе на лицо гротескный макияж, элементами которого были высокие чёрные брови, густо размалёванные губы и накладной нос-«картошка»; по некоторым предположениям, именно типаж Альберта во многом сформировал стереотипный облик современного клоуна.

Фрателлини представляли цельную глыбу, в которой невозможно было отыскать никакой трещины. Их братские сердца избавляли артистов от зависти друг к другу и от ложного самолюбия. Каждый из партнеров был заинтересован в успехе другого, ибо игра каждого содействовала славе и триумфу всего трио. Их общие усилия завоевали расположение публики, и Фрателлини отвечали на это расположение новыми усилиями, артисты старались отплатить зрителям, отблагодарить их за то, что те не уставали проявлять интерес к работе клоунов и осыпать их похвалами. Но все это было не главным, успех трио зависел, прежде всего, от однородности, от слияния индивидуальностей трех артистов, которые, в сущности, составляли единое целое.