Фреар де Шамбре, Ролан


Ролан Фреар де Шамбре (фр. Roland Fréart, sieur de Chambray, 13 июля 1606, Ле-Ман — 11 декабря 1676, там же) — французский писатель, коллекционер, историограф и теоретик архитектуры классицизма и изобразительного искусства эпохи правления королей Людовика XIII и Людовика XIV.

Ролан был представителем древнего дворянского рода, сыном Жана III Фреара де Шантелу, маршала округа Ман (grand prévôt de la maréchaussée du Maine), и Мадлен Лемэр, одним из трёх братьев Фреар. Братья Ролана, Жан Фреар де Шантелу (1604—1674) и Поль Фреар де Шантелу (1609—1694), также были знатоками и покровителями искусства.

В 1630—1635 годах Ролан находился в Риме, изучая классическую архитектуру. Там он познакомился и подружился с коллекционером и меценатом Кассиано даль Поццо и живописцем Никола Пуссеном[2]. В Италии стал убеждённым палладианцем. Вернулся во Францию в 1635 году[3].

В 1639 году Ролан вместе с братом Полем по приказу их кузена Франсуа Сюбле де Нуайе, «сюринтенданта Королевских строений» (Bâtiments du Roi) был снова отправлен в Италию с целью привлечения на работу во Францию итальянских художников, а также для убеждения Никола Пуссена («лучшего французского художника Рима») в необходимости вернуться в Париж. Пуссен не стремился во Францию, всё его творчество было связано с Италией, но противиться воле короля было опасно и в конце концов в декабре 1640 года все благополучно вернулись в Париж[4].

Как и Дж. П. Беллори, Ролан Фреар де Шамбре ценил и изучал творчество Пуссена. Именно в письмах Пуссена Фреару де Шамбре и его брату Полю Фреару де Шантелу раскрывается классицистическая теория живописи и благодаря этим письмам (фрагменты которых и комментарии к ним опубликованы в монографии Ю. К. Золотова) нам известны и стали понятными личные эстетические взгляды Пуссена, в частности его «теория модусов»[5].

В Италии Ролан Фреар де Шамбре изучал античное искусство и организовывал снятие гипсовых слепков с выдающихся античных произведений, в частности рельефов с колонны Траяна в Риме (всего семьдесят отливок), для отправки в Париж, в Лувр. В 1643 году его брат Поль Фреар де Шантелу представил королю проект отливки из бронзы копий скульптур Диоскуров с Квиринальской площади в Риме для их установки перед главным входом в Лувр, но этот проект по причине придворных интриг и смерти короля Людовика XIII в 1643 году не был реализован[6].