Хаббард, Фредди


Фредерик Дивэйн «Фредди» Хаббард (англ. Frederick Dewayne "Freddie" Hubbard; 7 апреля 1938 — 29 декабря 2008)[4] — американский джазмен-трубач, известен начиная с 1960-х годов как музыкант, игравший в стилях би-боп, хард-боп и пост-боп. Его неповторимый стиль оказал влияние на многих джазменов и открыл новые перспективы би-бопа[5].

Хаббард начал играть на мелофоне и трубе в школьном бэнде полной школы Arsenal Technical в Индианаполисе, штат Индиана. Трубач Ли Кацман, поработавший вместе со Стэном Кентоном, рекомендовал его к обучению в Консерватории Артура Джордана (ныне Джордановский Колледж изящных искусств при Университете Бутлер), где он обучался вместе с Максом Вудбари, ведущим трубачом Индианаполисского Симфонического Оркестра. В годы своей молодости Хаббард немного поиграл вместе с братьями Монком и Уэсом Монтгомери, контрабасистом Ларри Ридли и саксофонистом Джеймсом Спраудингом. В 1958 году в возрасте 20-ти лет он переехал в Нью-Йорк и начал играть с ведущими джазовыми музыкантами своего времени: Филли Джо Джонсом, Сонни Роллинсом, Слайдом Хэмптоном, Эриком Долфи, Джей Джей Джонсоном, Куинси Джонсом. В июне 1960 года Хаббард записал свою первую композицию в качестве солиста — Open Sesame — с саксофонистом Тиной Брукс, пианистом Маккоем Тайнером, контрабасистом Сэмом Джонсом и ударником Клиффордом Джарвисом. В декабре 1960 года Хаббарда пригласили поучаствовать в фестивале Ornette Coleman’s Free Jazz, после того как Коулман услышал его игру в дуэте с Доном Черри[6].

Поле этого, в мае 1961 года Хаббард принял участие в записи альбома Джона Колтрейна «Olé Coltrane», позже он с Эриком Долфи участвовал в записи ещё одного альбома Колтрейна — «Africa/Brass». В августе 1961 года Хаббард записал одну из своих наиболее известных композиций — «Ready for Freddie» — которая стала первым плодом его сотрудничества с саксофонистом Уэйном Шортером. Хаббард познакомился с Шортером в 1961 году, заменив Ли Моргана в коллективе Арта Блэйки «Jazz Messengers». Он принимал участие в записях многих композиций бэнда, в том числе «Caravan», «Ugetsu», «Mosaic» и «Free For All». Хаббард сотрудничал с Блэйки вплоть до 1966 года, когда он покинул «Jazz Messengers», создав первый из своих небольших бэндов, в котором, помимо прочих играли пианист Кенни Бэррон и ударник Луис Хэйес. Именно в это время Фредди начал развивать собственное понимание звука, постепенно дистанцируясь от сильного влияния, которое оказали на него в ранние годы Клиффорд Браун и Ли Морган, благодаря этому он выиграл в номинации «Новая звезда — трубач» по версии авторитетного журнала Downbeat[7].

Его альбом этих времён "The Artistry of Freddie Hubbard" (1962) был переиздан в 1982 году на советской фирме "Мелодия" (С60 18211-2) под названием "Искусство Фредди Хаббарда". Состав бэнда: Фредди Хаббард - труба, Кертис Фуллер - тромбон, Джон Гилмор - саксофон, Томми Флэнеген - фортепиано, Арт Дэйвис - контрабас и Луис Хейес - ударные.