Фрунзенская набережная


Фру́нзенская набережная — набережная на левом берегу Москвы-реки в районе Хамовники Центрального административного округа города Москвы. Расположена между Крымским и Андреевским мостами. На набережную выходят улица Тимура Фрунзе, 1-я, 2-я и 3-я Фрунзенские улицы. Нумерация домов начинается от Крымского моста.

Переименована, как и три прилегающие улицы, в честь советского военачальника М. В. Фрунзе[1]. Ранее называлась Хамовническая набережная. Дата переименования в разных источниках указывается разная: 1925 год[2], 1926 год[3], 1936 год[4]. Правильная скорее всего последняя дата, так как на карте Москвы 1934 года набережная ещё называется «Хамовническая»[5].

Набережная как проезд вдоль Москвы-реки возникла после сооружения в 1872 году железного Крымского моста. В 1897 году был утверждён проект Хамовнической набережной, как городского проезда до Камер-Коллежского вала, но до 1914 года он был реализован лишь частично. Застройка набережной, за исключением нескольких зданий, до середины 1930-х годов оставалась одноэтажной. В 1923—1936 годах по набережной следовал трамвай[6].

В 1933 году на набережной открыта Всесоюзная строительная выставка[7]. Во второй половине 1930-х годов на набережной построили несколько многоэтажных жилых домов, в том числе комплекс жилых зданий, повторяющий построенные незадолго до того по проекту архитектора А. Г. Мордвинова на Большой Калужской улице (ныне в составе Ленинского проспекта). В 1936—1937 годах берега реки облицевали гранитом.

«В 1950 году был утверждён план реконструкции набережной, разработанный архитекторами Я. В. Белопольским, Е. Н. Стамо и Н. Я. Улас. По этому плану набережная расширяется до 50 метров и разбивается на шесть кварталов, включающих в застройку и здания, построенные в 1935—1940 гг. Проектируется построить на набережной 40 крупных многоэтажных зданий, семь школ, спортплощадки, устроить озеленение. Дома должны быть, главным образом, в 10—14 этажей, так как набережная находится между высотным зданием Университета на Ленинских горах и новыми высотными домами в Садовом кольце»[8]. В результате этого плана набережную застроили сталинскими домами. В 1956 году по набережной провели троллейбус[9]. В 1999 году над набережной сооружён Пушкинский пешеходный мост.