Фуллы


Фуллы (Фул, Фулла) (греческое: αἱ Φοῦλλοι) — раннесредневековый город на территории Крыма, упоминаемый в агиографических источниках, посвящённых Кириллу и Мефодию, а также Иоанну Готскому. Центр Фулльской епархии Константинопольского патриархата. Точное местонахождение города неизвестно. По одним данным, город мог располагаться на территории древнего приморского поселения, обнаруженного в окрестностях Коктебеля на холме Тепсень. Другие специалисты связывают Фуллы с пещерными городами Чуфут-Кале и Кыз-Кермен. Всего известно более 15 версий местонахождения города[1].

Город впервые упоминается в сообщении о посольстве к тюркам византийского историка Менандра Протектора, датированном приблизительно 576—579 годами[2].

В «Житии Иоанна Готского» город назван местом заточения святого, который участвовал в восстании против хазар. Оттуда же его переправили морем в Амастриду. По легенде, в Фуллах Иоанн избавил от ран, покрывавших тело от ног до головы, дитя местного правителя[3].

С жителями города столкнулся и Кирилл Философ. Согласно агиографическим источникам, Кирилл, возвращаясь из хазарской столицы в Корсунь, попал в город Фуллы[4]. Местные мужчины поклонялись большому дубу, ствол которого сросся с черешней. Женщин к нему не подпускали. Дерево называли мужским именем Александр. Кирилл начал укорять людей за поклонение дереву, поскольку многие местные жители уже были крещены, но не оставили веры предков. В «Житии Кирилла» сказано, что после проповеди старейшина города подошел к Евангелию и поцеловал его; за ним последовали и остальные[1]. Судьба дерева оказалась печальной. По завершении проповеди Кирилл и другие люди срубили дуб секирой. До сих пор ведутся споры, кто населял город. Под фулльским народом иногда подразумевают гуннов или чёрных болгар, поскольку крымские готы, другие наиболее вероятные кандидаты, согласно сведениям о населении Крыма того периода, ко времени жизнеописания Кирилла уже давно обратились в христианство и вряд ли массово придерживались веры предков[4]. По причине того, что в житии Кирилла под своим именем названы и хазары, также исследователи часто отметают версию, что в городе проживало хазарское население. В житии написано, что в Фуллах люди говорили на фулльском языке. В сочинении «Похвала святей Богородици», приписываемом Кириллу Философу, также есть свидетельства о фулльском народе, который перечисляется (наряду с другими крымскими народами: готами и скифами) в списке народов Европы, Азии и Африки, поклоняющихся Богородице[1].