Фульхерий Шартрский


Фульхерий Шартрский (лат. Fulcherius Carnotensis, фр. Foucher de Chartres, около 1058 — около 1127[3][4]) — французский священник, хронист 1-го крестового похода. Автор сочинения «Иерусалимская история» (лат. Historia Hierosolymitana), одного из наиболее ценных и достоверных трудов, описывающих события 1-го крестового похода и раннюю историю Иерусалимского королевства.

Фульхерий родился около 1058 или 1059 года в Шартре. В ноябре 1095 года предположительно присутствовал на соборе в Клермоне[5]. После того, как папа Урбан II призвал там христиан Европы освободить Иерусалим от владычества мусульман, присоединился к армии Стефана Блуаского и Роберта Нормандского и, пройдя всю Италию, через Бари морем добрался до Константинополя[4]. Затем, после объединения крестоносцев, проследовал в Мараш, где был назначен капелланом Балдуина Булонского[6].

Когда в 1098 году основные силы христиан, объединившись, выдвинулись к Антиохии, Фульхерий вместе со своим новым господином направился через Киликию к Эдессе, где Балдуин основал графство Эдесское. Поэтому он лично не присутствовал ни при осаде Антиохии, ни при штурме Иерусалима в 1099 году[7].

После того, как Готфрид Бульонский в 1100 году был провозглашен королём Иерусалимского королевства, Фульхерий не вернулся с подавляющим большинством крестоносцев в Европу, а предпочел остаться на Востоке. После 1115 года он был каноником Храма Гроба Господня и, вероятно, его заботам были доверены сокровищница и реликвии, хранившиеся в храме. Фактически он также являлся официальным историографом королевства[7], сохранив эту должность до своей смерти от чумы в 1127 году.

Основным трудом Фульхерия является «Иерусалимская история» (лат. Historia Hierosolymitana), к работе над которой он приступил не ранее осени 1100-го и не позже конца 1101 года[8]. Вероятно, он имел доступ, по меньшей мере, к одной библиотеке Иерусалима и во время работы использовал в качестве источников письма и другие документы, касающиеся крестового похода. При описании событий, свидетелем которых он не являлся, его источниками могли быть «История франков» Раймунда Ажильского и анонимная хроника «Деяния франков и прочих иерусалимцев».