Фуртвенглер, Адольф


Иоганн Михаэль Адольф Фуртве́нглер (нем. Johann Michael Adolf Furtwängler ; 30 июня 1853, Фрайбург-им-Брайсгау — 11 октября 1907, Афины) — немецкий археолог и историк античного искусства, специалист по скульптуре и вазописи Древней Греции. Отец знаменитого дирижёра Вильгельма Фуртвенглера.

Фуртвенглер — сын директора фрайбургской гимназии филолога Вильгельма Фуртвенглера и его супруги Кристианы, урождённой Шмидт. Учился во Фрайбургском, Лейпцигском университете у Иоганнеса Овербека и Мюнхенском университетах, в 1874 году защитил докторскую диссертацию у Генриха Брунна на тему «Эрос в вазописи». В 1876—1878 годах на стипендию Германского археологического института Фуртвенглер участвовал в раскопках в Микенах, Олимпии и в 1878 году на острове Эгина под руководством Эрнста Курциуса, совместно со своим сокурсником по Лейпцигскому университету, Г. Лешке[6].

В 1879 году после абилитации в Боннском университете, служил помощником директора Скульптурного собрания (с 1882 года — Берлинский антиквариум. В 1894 году Фуртвенглера пригласили на должность профессора классической археологии в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, одновременно он занял должность директора Музея слепков классической скульптуры, а с 1896 года возглавлял Мюнхенский антиквариум[7].

Адольф Фуртвенглер с 1884 года был женат на художнице-портретистке Адельхайд Вендт (1863—1944). У супругов было четверо детей: будущий дирижёр Вильгельм Фуртвенглер (1886—1954), альпинист Вальтер Фуртвенглер (1887—1967), Мерит (Марта, 1891—1962), в 1912 году вышедшая замуж за философа Макса Шелера, и Аннеле (Анна, 1900—1974). Внук Адольфа и сын дирижёра Вильгельма Фуртвенглера — Андреас Э. Фуртвенглер (род. 1944) стал нумизматом и классическим археологом.

Адольф Фуртвенглер скончался в 1907 году в Афинах от дизентерии, которой заразился во время раскопок на острове Эгина. Похоронен в протестантской части Первого кладбища в Афинах.

В 1879 году Адольф Фуртвенглер совместно с Георгом Лешке опубликовал полный свод находок микенской керамики (Mykenische Thongefäβe) на Эгине, который ценен не только датировками; эта публикация стала первым корпусом керамических находок в античной археологии. Исследование проводило различие между микенским и геометрическим стилями в античной керамике и способствовало разработке методики стратификации (определения археологических слоёв) и присвоения им относительных дат на основании стилей росписи на найденных черепках.