Фэнтезийный фильм


Фэнтезийный фильм — кинематографический жанр, разновидность кинофантастики, в котором присутствуют фантастические и не объясняемые с точки зрения науки явления, а также нарушаются законы физики и реальной вселенной. К жанру фэнтези относятся фильмы, как правило основанные на сказках и древних мифах, или которые показывают вселенные, вдохновлённые традиционными фольклором и легендами. Главная характеристика фэнтези — наличие в сюжете магии, мистики, присутствие волшебных мифических существ — фей, драконов, призраков, вампиров, оборотней и др. Заглавные персонажи фэнтези представлены архетипическими образами, такими как рыцари, пираты, короли и т. д.

Фэнтези, как отдельный киножанр, был утверждён относительно недавно, к концу 2000-х годов вместе с выходом знаменитых фэнтезийных франшиз — «Властелина колец» и «Гарри Поттера». До этого он воспринимался, как некий зонтичный термин, объединявший несколько малосвязанных киножанров, например, фильмы типа «Меч и колдовство» или экранизации детских сказок. Фэнтези, как подвид кинофантастики, тесно связан с научной фантастикой и жанром ужасов. Многие фильмы сочетают не один, а два или даже три поджанра, например, фильмы о призраках, вампирах или оборотнях (фэнтези и ужасы) или космическая опера/научное фэнтези (фэнтези и научная фантастика).

Жанр фэнтези процветает в мультипликации, так как фэнтезийные элементы легче воплощать в анимации, чем в игровых художественных кинофильмах с живыми актёрами, особенно во времена до использования компьютерной графики.

Под фэнтези понимается наличие в фильме фантастических и мистических элементов, не возможных в реальной жизни. Часто в фэнтези-фильмах нарушаются законы физики или появляются мифические существа[1]. Такие фильмы могут быть эскапистскими, в этом члучае основное место действия происходит в оригинальной вселенной или иной реальности[2]. В фэнтези-фильмах фигурируют магия/оккультизм, волшебные создания, трансформация[3].

Фильмы в жанре фэнтези часто затрагивают тему попаданцев в другой/скрытый мир, как например это было в «Волшебниках страны Оз», «Хрониках Нарнии» или «Гарри Поттере». Как правило такие попаданцы сознательно сбегают от скучной или угнетающей реальности[4]. По мере развития сюжета такой герой или героиня проходят через личностный рост и эмоциональное созревание, чтобы в конце вернуться в реальность и справиться с проблемами[3]. Таким образом многие фэнтези-фильмы в той или иной форме воплощают теорию Зигмунда Фрейда о побеге от реальности, как способе подавить и справиться с травмирующими воспоминаниями[5]. Данный жанровый троп можно проследить ещё в традиционных сказках[4].