Хагига


«Хагига» (др.-евр.חגיגה‏‎, chagigah — «праздничная жертва», «праздничное приношение», от חג — «праздник») — трактат в Мишне, Тосефте, Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, последний в разделе Моэд. Содержит законы о жертвах, которые следовало приносить в Иерусалимском храме во время паломнических праздников (שלוש רגלים)[1].

В Моисеевом законе говорится о трёх праздниках, в которые каждый израильтянин был обязан посетить святилище:

Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберёт Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и [никто] не должен являться пред лице Господа с пустыми [руками], но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе.

Согласно Мишне, упомянутые здесь дары состояли из двух видов жертвоприношений: всесожжение, которое называлось ראייה (рейя — букв. «всесожжение видения» или «предстояния») и мирная жертва — «хагига», предназначенная для праздничной трапезы. Порядок принесения этих жертв является предметом рассмотрения данного трактата (в одной из рукописей Тосефты этот трактат называется не «Хагига», а «Рейя»). Трактат является относительно коротким и несложным по содержанию, вследствие чего часто выбирается для изучения перед бар-мицвой.