Хайкин, Борис Эммануилович


Бори́с Эммануи́лович Ха́йкин (13 (26) октября 1904, Минск, Российская империя — 10 мая 1978, Москва, СССР) — советский дирижёр, музыкальный педагог. Народный артист СССР (1972). Лауреат трёх Сталинских премий (две — 1946, 1951) .

Родился 13 (26) октября 1904 года в Минске, в семье почётного гражданина Эммануила Моисеевича (Менделя Мовшевича) Хайкина (1868—1935), уроженца Новоалександровска, агронома и педагога, в 1907 году основавшего в Минске частное мужское еврейское реальное училище Э. М. Хайкина[4][5], в котором учились оба его сына. Мать — Флора Абрамовна (Фрадл Шмуэль-Абелевна) Хайкина (урождённая Борщ, впоследствии Барщ; 1871—?), родом из Вильны[6], учительница французского языка в этом же училище[7][8][9]. Родители заключили брак в 1899 году в Вильне, где в 1900 году родился их старший сын Моисей; в 1901 году они поселились в Минске[10]. В 1915 году семья была эвакуирована вместе с отцовским училищем в Пензу, где Б. Э. Хайкин в 1915—1919 годах обучался в городском музыкальном училище в классе пианиста Льва Соломоновича Шора. В 1918 году выстроенное в 1912 году здание Частного еврейского реального училища Э. М. Хайкина на углу Магазинной и Богадельной улиц в Минске было национализировано и впоследствии передано Белорусскому университету имени В. И. Ленина (в помещении училища расположился факультет общественных наук). Семья Хайкиных в Минск больше не возвратилась и в 1919 году поселилась в Москве.

В 1928 году окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского по классам Н. А. Малько и К. С. Сараджева (дирижирование), А. Ф. Гедике (фортепиано).

По окончании обучения стал дирижёром Оперного театра имени К. С. Станиславского (ныне Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), где работал в течение семи лет (1928—1935, с 1933 — заведующий музыкальной частью, с 1935 — главный дирижёр). К этому времени уже сделал первые шаги на дирижерском поприще, пройдя производственную практику под руководством Н. С. Голованова (оперный класс) и В. И. Сука (оркестровый класс). К. С. Станиславский оказал значительное влияние на творческие принципы молодого дирижёра. Среди его постановок этого периода — «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Кармен» Ж. Бизе.

В 1936 году переехал в Ленинград, где сменил С. А. Самосуда на посту художественного руководителя и главного дирижёра Ленинградского Малого оперного театра (ныне Михайловский театр), а также стал преподавать в Ленинградской консерватории (профессор). Под его управлением состоялись премьеры опер Д. Б. Кабалевского «Кола Брюньон» (1938) и И. И. Дзержинского «Поднятая целина» (1937), а также многочисленные постановки русской классики — опер М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова.