Хайнц, Йозеф (младший)


Йозеф Хайнц Младший (нем. Joseph Heintz der Jungere, итал. Joseph Heintz il Giovane; около 1600, Аугсбург — после 1678, Венеция) — швейцарский живописец. Один из предшественников венецианских ведутистов XVIII века. Родился в Баварии в семье выходцев из Швейцарии, большая часть его творчества приходится на период, который он провёл в Венеции. Известность в Италии получил благодаря картинам, наполненным фантастическими образами, мифологическими существами и призраками, подобно тем, которые использовал в своём творчестве Иероним Босх. Хайнц Младший также писал картины, связанные с библейскими сюжетами, натюрморты и пейзажи с видами Венеции.

Йозеф Хайнц Младший был сыном швейцарского живописца и гравёра Йозефа Хайнца Старшего (1564—1609), ученика немецкого художника Ганса Бока (1550—1624). Он рано остался сиротой, пора его ученичества и становление как художника происходили под руководством отчима, Маттеуса Гунделаха (Matthäus Gundelach), в художественной мастерской Аугсбурга между 1617 и 1621 годами. После того, как художник принял римско-католическую веру, он стал влиятельным мастером. С 1630 года до начала 1640 годов, Хайнц пробыл в Риме, затем переехал в Венецию, где около 1644 года папа Урбан VIII посвятил его в кавалеры Ордена Золотой шпоры.

В 1632 году Хайнц Младший ещё находился в Венеции, об этом говорит его очередная работа — алтарь церкви Сан-Фантино. В период с 1634 по 1639 Йозеф Хайнц состоял членом Венецианского братства живописцев (La fraglia dei pittori di Venezia) — так в Венеции называли профессиональные объединения (гильдии).

Помимо опыта, полученного в мастерской своего отчима, Йозеф Хайнц Младший до того, как перебраться в Италию, какое-то время работал в мастерской с Иоганном Маттиасом Кагером (1566—1634), известным немецким живописцем, учеником Иоганна Роттенхаммера (1564—1625). В этот период молодой художник создавал картины, принесшие ему известность и прозвание «итальянского Босха». Он писал в популярном в XVII—XVIII веках жанре каприччио («причуд»). Его вдохновляли произведения таких мастеров, как Босх, Питер Брейгель Старший и Жак Калло, с работами которых он был знаком по гравюрам в мастерской отца. Мистерии и аллегории с образами потусторонних сил и мифических героев «пробуждали его интерес к тайнам мироздания»[3].

К этому же ряду относятся такие картины, как «Аллегория Апокалипсиса» (1674, Музей истории искусств, Вена), «Орфей в аду» (Галерея Уффици, Флоренция) и некоторые другие[4].