Роттенхаммер, Ганс


Ганс Роттенхаммер (нем. Hans Rottenhammer; в ряде источников описывается как Иоганн Ротенгаммер нем. Johannes Rottenhammer der Ältere; 1564[2][3][…], Мюнхен[1][7][…] — 14 августа 1625[4][5][…], Аугсбург[8]) — немецкий живописец-маньерист и романист, мастер небольших по размеру «кабинетных» картин бытового жанра[9].

Ганс Роттенхаммер родился в 1564 году в немецком городе Мюнхене. Первые уроки живописи он получил у своего отца Томаса Роттенхаммера, а затем совершенствовал свои навыки под началом Ганса (Иоганна) Донауера[en] (ок. 1521—1596)[10][11]. Позднее (~ 1595—1596) он развивался под влиянием Тинторетто, Веронезе и других венецианских мастеров[12][10].

Посетив Италию, он возвратился в Мюнхен, а потом поселился в Аугсбург, где Ганс Роттенхаммер и умер 14 августа 1625 года испытывая заметные финансовые трудности на почве злоупотребления алкоголем.

В Венеции он стал первым немецким художником, который прославился небольшими кабинетными картинами на меди на религиозные и мифологические сюжеты, сочетающими в себе элементы немецкого и итальянского стиля, хотя встречаются также его произведения, имеющие довольно значительный размер[10], но это скорее исключения из правила.

Нередко он помогал пейзажистам Яну Брейгелю Старшему и Паулю Брилю, оживляя их картины аллегорическими и мифологическими фигурами. Хороший рисунок и верная передача сильных движений составляют главное достоинство работ этого художника, которые, однако, в большинстве случаев, грешат излишней цветистостью и пестротой красок. Как на лучшие в их числе, можно указать на трактованного в духе Тинторетто «Адониса» (находится в Лувре), на «Явление Девы Марии и святых блаженному Августину» (в Мюнхенской пинакотеке), на «Битву амазонок» (в Берлинском музее) и «Поклонение пастырей» (в Венской галерее). В Эрмитаже также находятся несколько картин Роттенхаммера, среди них: «Святое Семейство», «Пир богов» и аллегорическое изображение «Лето»[10]. Его кисти также принадлежит портрет Эрнста Шаумбургского[en][13].